Проповедь на неделю о мытаре и фарисее

Наступившее воскресенье - первое из четырех подготовительных недель к Великому посту. Называется оно "неделей о мытаре и фарисее", поскольку за литургией читается Евангельская притча "о мытаре и фарисее". Подумаем о смысле этой притчи и ее отношении к предстоящему подвигу Великого поста.

Эту притчу часто понимают, как осуждение фарисея и оправдание мытаря. Господь в Евангелии не дает нам оснований для такой оценки. Разве фарисей был осужден? Или мытарь был объявлен праведником? Притча ни того, ни другого нс говорит. Господь оценивает обоих не абсолютно, но лишь относительно друг друга. "Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дан свои более, нежели тот" /Лк.18,14/. Такая оценка наводит на мысль, что каждое из приведенных в притче духовных устроении имеет свою ценность и свои опасности. Опасность духовного устроения фарисея в высоком мнении о себе самом. Естественно спросить: должен ли человек уважать и любить себя самого? Евангелие отвечает заповедью:"Возлюби ближнего твоего как сам себя". Это значит, что любопь к себе является нормой. Заповедь призывает не замыкать эту норму на себе самом, а распространить ее на своих ближних. Каждый человек - образ Божий. Видеть этот образ, любить и поклоняться образу Бога человек должен, как в самом себе, так и в другом человеке. Чтобы правильно относиться к другому, нужно научиться правильному отношению к самому себе.

Преподобные уходили в пустыню, томили себя голодом и жаждой. Зачем? Чтобы очистить и украсить душу свою для Бога, как невеста украшает себя для своего жениха. Человеческая душа достойна быть прекрасной, а потому требует заботы. Правильная любовь к себе ведет к святости. Преподобные становились гигантами духа, стяжали богоподобие. Ложная любовь к себе может вести к опасной подмене. Называется она - самомнение. Вместо сравнения себя с первообразом, который должен отобразиться в человеке, человек начинает сравнивать себя с другими людьми. При этом он подчеркивает в себе достоинства, а в других - недостатки. И самоуспокаивается: "я не хуже других. "

Это ложная любовь к себе, она лишает активности, делает пассивным. Тогда прекращается духовный рост. Пока человек сравнивает себя с Богом, он видит в себе много недостатков, а в Боге находит совершенства, которые он призван стяжать. И духовно растет. Хорошо, когда человек трудится для Бога, украшает добродетелями свою душу, глядя на Первообраз, скорбит о своем убожестве. Плохо, когда человек успокаи- вается в самолюбовании. Тогда собственный лик затмевает в его сердце Бога, и он поклоняется самому себе. Такая беда случилась с евангельским фарисеем. Вместо того, чтобы сравнивать себя с Богом,- образ с Первообразом - фарисей сравнивает себя с мытарем, ощущает свое превосходство и впадает в самолюбование.

Есть свои опасности и в духовном устроении мытаря. Одна из них - ограничивать свое покаяние сентиментальностью, расчувствоваться, поплакаться, но, выйдя из храма, жить по-прежнему, ничего не меняя в себе. Покаяние должно проникнуть волю, стать сдвигом к исправлению жизни.

Противоположная опасность духовного устроения мытаря - впасть в малодушие и отчаяние, опустить руки. Последствия обеих опасностей одинаковы -человек утрачивает активность и засыпает в духовной бездеятельности. Вот, и сделаем выводы. Вступая в подвиг Великого поста, потрудимся осознать свои грехи. Не будем впадать от них в малодушие. Не впадем и в самолюбование, не заметив их. Тогда покаяние не останется без плода. В наступающие дни Великого поста "с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса "/Евр.12, 2 /