Проповеди в родительские субботы.

1. Суббота мясопустная.

Завтра неделя о Страшном Суде, а сегодня мы собрались помолиться о наших близких, отошедших в вечную жизнь. Церковь хранит память об умерших, молится о них. В церковном богослужении установлены особые дни для их поминовения -родительские субботы. Их всего четыре: Радоница, связанная с Пасхой, Троицкая, накануне дня Святой Троицы, Дмитровская, в память о Куликовскои битве, и'Мясопустная, перед началом Великого поста. Хранение памяти - человеческий долг. Настоящее связано с прошлым. Наши дети - наша надежда. В них живет память о нас, они несут последствия наших ошибок, они искупают наши грехи. Но и мы несем ответственность за них, вкладывая в них разум, сердце, жизнь. Связь предков с потомками -и есть реальная история. Многим кажется, что человек лишь винтик в историческом процессе, что не человек, а государство, расы, народы, культуры творят историю. Казалось бы, как же иначе? Ведь они живут века, а человек лишь 70-80 лот. Но церковь не хранит богослужебной памяти о народах и царствах, о цивилизациях и культурах. Церковь не молится об их вечной памяти. Ибо вечности они лишены. Они имели лишь временный смысл - пусть вековой, но век не принципиально отличается от года, от дня, от часа, от мгновения. Это всего лишь время. Ни народы, ни царства вечного смысла не несут. Только человек имеет вечную судьбу, только человек имеет замысел Божий о себе. Потому мы молимся не о царствах и цивилизациях. Мы молимся о человеке. За каждым именем, которое сегодня называется в церкви, стоит вечная судьба, стоит живая душа, стоит человек-образ и подобие Бога.

Лишь одна общность соизмерима с человеком -Церковь Христова. Единственная общность, имеющая вечный смысл и вечную судьбу, ибо она есть Тело Христово. И оказывается, что как человек имеет значение в жизни Церкви, так и Церковь имеет значение в вечной судьбе каждого из нас. Да, человек свободен избрать себе участь. Да, по своим делам приемлет он суд. Но Церковь имеет власть молиться о каждом, и влиять на судьбу каждого из своих детей. Временная судьба грешника, осужденного на муки может быть изменена до Страшного Суда молитвой Церкви. Около ста лет назад скончался на Афоне инок. Перед смертью он поведал причину своего пострижения. В молодости был он человеком верующим, но легкомысленным. Однажды он заболел и лежал в постели. Вдруг, видит он, входят два юноши и приглашают идти за собою. Он встал и не почувствовал недуга. Обернулся - и увидел свое тело лежащим на постели. Тогда понял, что он умер, и ангелы ведут его в иной мир. Долго шел он за своими спутниками в темноте и страхе. Послышался шум как-бы огненной лавы. Он увидел множество раскаленных печей. Они были закрыты наглухо и только сквозь трещины сквозило пламя. Из печей доносились стоны страдания и отчаяния. Юноша понял, что находится в аду среди страдающих грешников. Ангелы открыли одну из печей и оттуда извлекли человека, покрытого сажей и пеплом. Омыли его и одели в светлые одежды. На недоумение юноши они объяснили: "По грехам своим этот человек был осужден на муку вечную. Но близкие усердно молились о нем и щедро раздавали милостыню. Ныне, по молитве Церкви, он освобождается из ада и предстанет пред лицом Божиим".Ангслы сказали юноше, что если он не начнет серьезно относиться к своей жизни, то окажется в этом страшном месте. Когда юноша очнулся, увидел, что лежит на постели, и родные готовят тело его к погребению. Вот, как поведал старец причину своего пострижения в монастырь.

Сегодня мы молимся об усопших, храня надежду воскресения мертвых и жизни будущего века". Надежда воскресения мертвых не была чужда Ветхому эавету. Фарисеи спорили с саддукеями о воскрсении мертвых. "Когда умрёт человек, будет ли он опять жить?»(Иов 14, 14)-спрашивает Иов. И отвечает:"Я знаю. Искупитель мой жив, и Он в последний день возставит из праха распадающую кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого увидят Его" (Иов. 19, 25-27).

В Новом завете Христос свидетельствует нам о воскресении и жизни вечной: "Верующий в Меня имеет жизнъ вечную"(Иоанн. 6,47). "Я воскрешу его в последний день"(Иоанн. 6,44). Веру в воскресение утверждает Церковь:"Христос воскрес из мертвых. Первенец мертвых 6ысть"(1Кор. 16, 20).Мы не напрасно храним надежду, запечатленную в Символе нашей веры:"Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века". Эту надежду мы свидетельствум сегодня своей молитвой и просим Бога, чтобы нам и близким нашим услышать в последний день вожделенный призыв Христа Спасителя: "приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира"(Мф.25,24).

2. Суббота мясопустная.

Мы собрались сегодня вспомнить наших близких, отшедших в вечную жизнь День этот связан для нас с печалью разлуки. Эта печаль растворяется радостью нашей молитвенной встречи. Для них и для нас – это праздник встречи с теми, кого любили на земле, кто помнит о нас и молится. Праздники имеют разное происхождение. Одни имеют случайное установление и надуманное содержание. Например, 1 января или 8 марта. Почему Новый год следует праздновать 1 января, а не в другой день? Как Женский день связан с 8-м марта? Это случай ные установления. Числа этих праздников установлены условно, а содержание неопределённо. Поминовение усопших возникает из внутренней потребности. Почитание предков является древнейшей человеческой интуицией. Оно уходит в такое глубокое прошлое, о котором свидетельствуют лишь археологические находки. Почитание предков значимо во всех религиях от самых примитивных до богооткровенного Христианства. Значимо для людей неверующих в Бога и вечную жизнь. Они ставят памятники своим близким, приносят цветы, зажигают «вечный огонь». Почитание предков – потребность человеческой души, из которой вырастает религиозное благоговение. Родительская суббота выражает глубочайшую человеческую потребность в почитании предков.

В православном календаре есть несколько поминальных дней. Мясопустная, троицкая, дмитровская субботы, Радоница, Усекновение главы Иоанна Крестителя, когда молятся о воинах, великопостные субботы. Среди всех поминальных дней мясопустная суббота имеет самое древнее установление. Остальные дни поминовения усопших связаны с русской историей. Богослужебный чин мясопустной субботы сложился в раннехристианские времена.

Поминовение усопших, для которого нас собирает сегодня Церковь, выражает человеческую потребность в общении с предками. Мы похожи на своих родителей, несём в себе черты их образа и характера. Они продолжают жить в нас. Они дали нам не только тело. Через воспитание и образование они дали нам нравственные и религиозные понятия, приобщили к христианской культуре. У нас один с ними духовный мир. И земля у нас общая. Вся Земля, как великая общая усыпальница. Её верхний слой- милый сердцу прах. Мы сами тоже некогда ляжем в неё. Наше тело истлеет и войдёт в круговорот природы, чтобы питать растения, деревья для наших правнуков, пока не прозвучит призыв Божий к воскресению мертвых.

Нас связывает память. Она воскрешает образы ушедших. Она сберегает в нашем сознании корни нашего бытия. Но память пассивна. Она оживляет лишь наши чувства к усопшим. Она не может участвовать в их реальной жизни. У нас есть другая связь с усопшими. Эта действенная связь называется молитва. Наша молитва за них открывает умершим жизнь, ибо вводит их в память не человеческую, а в памятьБожию, которую мы называем «вечной памятью». Мы все живы этой памятью. Существует реально лишьто, о чём помнит Бог. «Мы Им живём, и движемся, и существуем» (Дн.17, 28). Вечная память Божия хранит всех живых и умерших. Мы собралсь сегодня помолиться о вечной памяти для наших близких: «во блаженном успении вечный покой подаждь, господи, усопшим рабам твоим и сотвори им вечную память».

1. Троицкая родительская суббота.

Сегодня мы собрались вспомнить и помолиться о своих близких, почивших в Боге. Любовь, переживающую прошлое, называют память. Из живых существ только человек имеет историю, потому что обладает памятью о прошлом. Память лежит в основе истории и формирует личность. Не всякая память становится любовью, но лишь связанная с благодарностью и прощением. Сегодня мы вспоминаем воинов, за веру и отечество сложивших голову на поле брани. Вспоминаем невинно убиенных…Вспоминаем о людях, живших в 20-м веке – самом страшном и жестоком из веков. Одни сохранили сокровища души, приняв страдания в заточении, изгнаниях, смерти. Другие потеряли Бога, совесть, человеческий облик, уверенные в своей безнаказности.

И что душа? Прошлогодний снег,
А глядишь, пронесёт и так…
В наш атомный век, в наш каменный век
На совесть цена – пятак!

Утрата нравственных устоев в человеческом обществе делает жизнь страшной, как в джунглях, где царствует закон выживания. За всю человеческую историю не было пролито столько крови и слёз, как в 20-м веке. Семьдесят лет нас откровенно учили ненависти. Классовой борьбе, поиску врагов: буржуи, попы, кулаки, правые, левые…

Сколько потребовалось лжи
В эти проклятые годы,
Что б разъярить и поднять на ножи
Армии, классы, народы.

Собравшись здесь, на общем кладбище, упокоенные в родной земле, покрытые молитвами родных и друзей, мы вновь обретаем своё единство. Счастливы те, кто успел осознать ещё в храме, касаясь плечами друг друга, зажигая свою свечу перед Богом на общем подсвечнике. Перешагнув порог кладбищенских ворот, мы вступаем на святую землю. Сотни лет в нё опускали прах наших предков. Земля напиталась их прахом. Когда человек возвращался из чужих стран, он целовал родную землю, как целуют близких. Когда уезжал далеко, брал с собою горсть земли. Это святая земля, потому что освящена прахом наших предков. Почитание предков является одним из самых древних переживаний человека. Оно пронизывает примитивные религии. Верующие и неверующие разделяют это переживание. Почитание предков углубляет любовь к отцу и матери. Через него человек осознаёт своё родство. Предки соединяют нас в единый род, в один народ и наполняют конкретным смыслом слова Родина, Отечество.

В день памяти родителей вспомним, что через них мы стали братьями и сёстрами, от них научились христианской вере. С благодарностью помолимся Богу, чтобы упокоил наших отцов и дедов в селениях праведных.

2. Троицкая родительская суббота.

«Души их во благих водворятся».

В этом смысл молитв, которые сегодня мы произносим в храме. Мы молимся о близких, которых нет среди нас. Осталась память. Когда она воскрешает образы ушедших, становится грустно от разлуки с ними. Грустно от всё сгущающегося одиночества. Чем дольше живёт человек, тем более одиноким становится. Так постепенно облетают с дерева осенние листья и сиротливо клонит оно свои голые ветки. Уходят родители, уходят сверстники. Увы, иногда уходят дети. Память связывает нас с ушедшими. Пока мы живы, и они живут в нашей памяти. Мы помним их могилы, приносим цветы, приходим прикоснуться к их праху.

С древнейших времён кладбища располагали у стен храма. Сюда человек приходил молиться, здесь его крестили, Здесь он исповедовался и причащался. Здесь венчался, полагая основание семьи. Здесь покоится теперь его тело. Над свеми погребёнными здесь возвышается храм, как вещественный образ вечной памяти. Когда неумолимое время сравняет холмики над могилами и разрушит кресты, когда все близкие обретут покой с в соседних могилах, а правнуки не сберегут в памяти наших имён, храм по прежнему будет хранить нашу память. Будет совершатся богослужение «о всех от века почивших православных».

Многие забывают об этом главном памятнике, заботясь о «своей» частной могилке. Огораживают её решётками от «чужих» могил, сосредотачивая внимание на «своём» кресте, на «моей» ограде, на «моём» памятнике, «моём» холмике. В храме мы стоим рядом друг с другом, касаясь друг друга локтями. Мы ищем духовной связи с Богом, и во Христе друг с другом. Церковь зовёт к единению, а не к обособлению. И в земле лучше спать не разделёнными решётками друг от друга. Кладбище должно иметь одну общую стену – церковную ограду. Внутри церковной ограды должна быть своя этика.

Святая земля кладбища освящена дорогим человеку прахом предков.

Два чувства равно близки нам.
В них сердце обретает пищу:
Любовь к отеческим гробам,
Любовь к родному пепелищу.

Эта земля намолена годами, орошена слезами. На кладбище нельзя произносить скверные слова, скандалить и пьянствовать. Эти действия оскверняют могилы. За осквернение могил в древности предавали смерти. Когда очищаете свои могилы от травы и мусора, нельзя складывать мусор рядом, замусоривая другие могилы и дорожки. Траву и мусор нужно выносить за церковную ограду. Нельзя сбрасывать мусор и ненужные конструкции с косогора. Всё это следует выносить за ворота кладбища.

Служение усопшим христиане считают церковным делом. В древности на это служение поставляли особым священнодействием. Этот церковный чин назывался « гробокопатели». Это было одно из служений христианского милосердия. В древней Руси установилась практика служения мёртвым. На Севере трудно копать могилу зимой. Земля глубоко промерзает. Около храма всем селом выкапывали общую могилу, и в течение зимы ставили в неё тела умерших. Тела замерзали и стояли до весны, пока не оттает земля В четверг перед днём св. Троицы народ выходил всей общиной копать могилы. Каждое тело, облечённое в саван, полагали в гроб и погребали по христианскому обычаю. В связи с древнерусским обычаем возникло на Руси Троицкое поминовение усопших.

Мы молимся сегодня всем храмом, чтобы души наших близких, «всех на кладбище сем погребенных» обрели вечный покой, вселились в селениях праведных. Просим у Бога и для себя такой же судьбы. Что бы и над нашими могилами не умолкала молитва Церкви «души их во благих водворятся.»

Свящ. Павел Адельгейм. Псковская епархия.