Пасхальные проповеди.

1.(2005 г.)

Мы только что внесли в Алтарь плащаницу с изображением Тела Христова, символически повторив, погребение Христа, совершённое Иосифом и Никодимом. Как они положили снятое с креста Тело в каменной пещере и завалили огромным камнем вход, так и мы затворили царские врата. Сегодня эти врата служат образом надгробного камня. Этот камень лежал препятствием на пути мироносиц и они тревожились: «кто отвалит нам камень от дверей гроба?»

Подобно мироносицам, мы пришли ко гробу Христа. Мироносицы искали мёртвое Тело. Ангелы упрекнули их: «Что ищете Живого среди мёртвых? Он воскрес. Возвестите апостолам». Мы собрались у гроба, откликнувшись на весть о воскресении из мёртвых. Каждый по-разному услышал эту весть. Одни через свидетельство Церкви: богослужение, проповедь, колокольный звон. Другие через Евангелие, третьи услышали случайно, стороной. Одни имеют ясное понятие о содержании этой вести, другие смутное, третьи восприняли её, как волшебную сказку.

Как бы мы ни восприняли весть о воскресении из мёртвых, она заслуживает серьёзного размышления. Она отвечает на вопрос о смысле жизни и смерти. Жизнь и смерть для человека не только очевидные факты. Эти факты несут в себе смысл, определяющий человеческое сознание по отношению к собственному бытию.

Мы свидетельствуем: «Смертью смерть поправ», а смерть остаётся очевидной достоверностью нашего опыта: откройте двери храма, и увидите множество могил древних и свежих. Между смертью и воскресением нет противоречия. Камень, который лежит на нашем пути - понимание смерти. Христианское понимание смерти ведёт к воскресению из мёртвых. Обезбоженное понимание смерти не допускает воскресения, потому что не ищет смысла. Безбожное понимание лишает смысла жизнь и смерть. Там, где нет смысла, не может быть воскресения, ибо некому воскреснуть. Христос умер и воскрес. Это не гипотеза. Это факт нашей веры и встречи с Воскресшим. Эта встреча происходит в молитве и Таинствах.

На Западе распространено замечательное искусство витража. Изображение создаётся при помощи цветного стекла. В дождливую и хмурую погоду витраж смотрится как тусклое стекло. В солнечный день он загорается богатством красок. Когда открывается нам подлинная суть витража? В хмурый день или в солнечный?

Бывает, много дней проводишь рядом с человеком на работе и кажется, что привык к нему и хорошо его знаешь. Но вот, однажды встречаешься с ним в необычной обстановке, и вдруг открывается перед тобой совершенно другой человек, о котором не подозревал. На следующий день встречаешь его на работе и думаешь: когда открылось тебе его подлинное лицо? В повседневном общении или тогда, в минуту откровенности? Вот так же по-разному может восприниматься смысл жизни и смерти.

Если осознать смерть, как абсолютное небытие, уничтожение, в которое уходит человек весь и навсегда, становясь «пролитой на землю водой, которую нельзя собрать», то воскресение невозможно, ибо воскресение исполнено торжеством смысла и разума. Воскресение приобретает смысл там, где смерть понимается как не должное, как болезнь и ржавчина бытия.

Я чувствую разумность бытия,
я ощущаю, знаю, понимаю
всей трепетною плотью вопия
против ничто - его не принимаю.
Весь организм, как будто бы орган,
звучит во славу жизни.
Разве может меня не быть?
Мне век безмерный дан.
Ничто меня уже не уничтожит.
Готов стоять, готов из кожи лезть,
всей кровью слышу, верю без предела.
А если так, то так оно и есть.
Не может быть иначе. Верит тело.

По всей земле собираются сегодня христиане в храмы Божии встретить и пережить радость воскресения. Событие воскресения не видел никто. Остался пустой гроб и пелены, в которые было завёрнуто тело. Эти пелены спустя две тысячи лет оказались свидетелями воскресения. В конце 19 века, когда была изобретена фотография, пелены сфотографировали и они оказались негативом Тела Христова. Они донесли до нас Его подлинное изображение. Подлинность подтверждается негативом. До изобретения фотографии понятие негатива не было.

Учёные делали предположения: как могло запечатлеться фотографическое изображение на пеленах? Пелены были пропитаны ароматическими веществами, а тело не было омыто. Обильный пот умершего в страданиях смешался со смирной и алое, превратившись в реактив. Но для фотографии необходим свет мгновенный и яркий. Вспышкой послужил свет воскресения. Тело Христово, как молния прошло через пелены, оставив на них неизгладимый след. Воскресшее тело приобретает новое свойство. Воскресший являлся ученикам, проходя сквозь закрытые двери. Его тело прошло сквозь пелены, как проходит свет. Славянское слово «воскресение» обогатило событие новым смыслом. В других языках оно звучит как восстание, пробуждение, подъём. Славянский язык дополнил его образом светоносности. «Воскресение» от слова «кресать», высекать огонь. Тот же корень имеет «крещение». Английский язык подчёркивает в крещении «погружение» в воду. Слова Иоанна Крестителя позволяют внести в это событие светоносность: «Я крещу вас водой. Он будет крестить вас Духом Святым и огнём» (Лк.3,16).

Из способа высекания огня возникло и славянское слово «крест». Страдание понимается как подвиг для нравственного преображения. В книге Иова есть слова «Человек рождается на страдания, чтобы как искры лететь к небу». Образ светоносности стал универсальным выражением христианской идеи.

Мы пришли ко гробу Христову с надеждой, что жизнь, имеет вечный смысл. Она дарованна нам Богом, чтобы мы созрели для вечности. Наша надежда имеет основание, ибо «Христос воскрес из мертвых, Начаток умершим бысть».

2.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа
Вместе с учениками Иисуса Христа мы только что оплакали тело Его и внесли в каменный гроб. Положили, привалили камнем и запечатали. И остаёмся как-Оы в некотором размышлении обо всем, что произошло до сих пор, и что сегодня должно произойти. До начала пасхальной заутрени еще 20 минут. Воспользуемся этим временем, попытаемся определить свое отношение ко Христу и Его Воскресению. За прошедшую неделю мы с вами до мельчайших подробностей вглядывались в последние дни и часы Иисуса Христа на земле. Мы видели, как на пути к кресту и гробу редела окружавшая Его толпа. Именно в такие критические минуты каждый человек обнаруживает до конца чего он стоит. Духовное устроение одних людей приводит их к единению с Богом. Страдания, смерть, воскресение Господа Иисуса Христа, весь Его духовный облик вписывается в их духовный опыт. Духовный опыт других несовместим с Божественной Личностью Иисуса Христа. Такое духовное устроение разъединяет человека с Богом. Одни оставляют Господа в Гефсиманском саду, другие – во дворце первосвященника, третьи - во дворце Пилата.

Вот и задумаемся сейчас, братие, какое духовное устроение разъединило со Христом многих из Его современников. Первый тип такого устроения мы видим в Иуде. Христос избрал его Своим учеником. Три года Иуда неразлучно сопровождал Господа во всех путях. Видно, Иуда, не был холоден к Иисусу и Его учению. Но Иуду снедала одна страсть. Он жаждал личного благополучия. В решительный момент, когда предстояло выбрать между Христом и личным благополучием, Иуда выбрал последнее. Иуда не сумел сохранить живую связь с Господом. Эгоистическое благополучие победило в его сердце. Символичным становится здесь поцелуй Иуды, избранный знаком предательства. Святая Церковь и песнопениях страстной седмицы называет духовное устроение Иуды "окаянством Иудиным".

Другим оказалось не под силу перенести испытание в Гефсиманском саду. Когда стража окружила Иисуса, ученики, "оставив Его, бежали". Они испугались. Животный страх -испытание на верность. Он тоже может разлучить человека с Богом.

Во дворце Каиафы мы находим третий тип духовного устроения, разлучающего с Богом. Первосвященник Каиафа, члены высшего церковного судилища, книжники - все они считали себя хранителями Божественного Откровения, ревнителями отеческих преданий. Они были искренне уверены, что они хранят в чистоте веру отцов. Но благочестие их было внешним. Сохраняя "образ благочестия,- как скажет позднее апостол,- отверглись силы его". Спаситель называл их "разукрашенными гробами, полными изнутри мертвых костей и всякой нечистоты". Вот. почему они не узнали Христа. Отреклись от Христа. Убили Христа. Храня наружное благочестие, человек может быть духовно мёртвым: "носишь имя, будто жив, но ты мертв" /Откр.3,1/.

Четвертое препятствие останавливает нас во дворце Пилата. Выразитель идеи Римского государства и права, Пилат считал себя ревнителем справедливости и закона. Он правильно ведет весь судебный процесс. Проводит судебное следствие, допрашивает свидетелей, представляет слово обвиняемому. Но когда наступает время произнести решительный приговор, когда приходится выбрать между защитой справедливости и собственной карьерой, Пилат "умывает руки". На словах он отказывается быть судьей Христа, а на деле предает Его в руки врагов. Церковное песнопение так выражается о Пилате: "Пилат руки свои умыл, сердце же свое осквернил".

Есть и пятый тип духовного устроения, разлучающего с Богом. Колеблясь вынести окончательный приговор над Иисусом, оттягивая время, Пилат послал Его к Ироду, прибывшему на праздник в Иерусалим. Ирод обрадовался. "Он давно хотел видеть Иисуса, ибо много слышал о Нем и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо. А знаете, братие, как отнесся Господь ко всем вопросам Ирода? Он молчал. Не ответил ни одного слова. И вот тогда-то обнаружилось подлинное отношение Ирода ко Христу: "Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату" /Лк.23,11/. Ирода влекла ко Христу не любовь, а любопытство к необычайному, к чуду. Есть такой тип религиозности, когда человек ищет не общения с Богом, а необычайных откровений из другого мира.

Так в решительную минуту определилось отношение каждого ко Христу. "Се, лежит Сей на падение и на восстание многих во Израиле, и в предмет пререкании",... - да откроются помышления многих сердец(Лк. 2, 35). До креста и гроба проводила Христа только горсточка учеников, и те смущенные, подавленные, растерянные. А сегодня мы стоим у гроба и ждём: Воскреснет ли Христос? Ученики трепетно ждали и не смели верить в Воскресение. Иудеи боялись Воскресения. Они просили поставить у гроба стражу. Запечатать гроб печатями. Но не удержали Воскресения Христова ни камень, ни печати, ни испуганная стража! Евангелие не описывает самого события Воскресения. Но Евангелие наполнено присутствием Воскресшего Христа. Воскресение Христово можно рассмотреть с разных сторон.

Можно рассмотреть в плане биологическом, природном. В этом плане оно кажется невероятным, нарушающим все законы природы. Богоборствующий рассудок протестует: "этого не может быть!" И это единственный рациональный довод против Воскресения Христова. Воскресение не вмещается в привычные схемы наших представлений. А кто сказал, что факт Воскресения должен вместиться? Не должен. Речь идёт не о естественном событии и не о человеке.

О Боге, пришедшем на землю, чтобы спасти нас Своей смертью и воскресением. И здесь Воскресение Христово соприкасается с нашим общим воскресением:"Христос воскрес из мертвых, начаток умерших бысть". И как бескрыло и беспомощно принимать смерть и отвергать воскресение!

Я чувствую разумность бытия,
я ощущаю, знаю, понимаю
всей трепетною плотью вопия
против ничто - его не принимаю.
Весь организм, как будто бы орган,
звучит во славу жизни.
Разве может меня не быть?
Мне век безмерный дан.
Ничто меня уже не уничтожит.
Готов стоять, готов из кожи лезть,
всей кровью слышу, верю без предела.
А если так, то так оно и есть.
Не может быть иначе. Верит тело.

Из рассудочного тупика здесь может вывести только вера. Но есть еще одна сторона вопроса, которая часто ускользает от нашего внимания. Человек живет не только в природе. Человек живет еще и в истории. И в этом одно из его принципиальных отличий от животного и растительного мира. Поколения животных связаны между собой только природой. Они не связаны историей. Они не имеют истории. Человеческие поколения связаны историей. Человека невозможно мыслить вне определенной исторической эпохи. То, что происходило сотни лет назад в человеческой истории, не прошло бесследно. И наоборот, следы, которые нам оставили исторические события, свидетельствуют о них. Воскресение Христово имело исключительное значение в исторической жизни человечества. Современная культура, вся сфера современной духовной жизни выросла ив христианских корней. Наши моральные принципы. Наши понятия и идеи. Наши чаяния. Прогресс... Братство между людьми... равенство наций, рас, пола... Духовная свобода... Их не знал древний мир. Широту понятий и взглядов даровало нам .Евангелие Иисуса Христа. И если бы безбожники отреклись от Евангелия не на словах, а на деле, то есть оторвались от корней, из которых выросла вся современная культура, они вернулись бы в эпоху варваров вместе с ракетами, атомными бомбами и прочими техническими достижениями.

И по закону обратному следы Воскресения Христова в истории утверждают действительность самого события. Следов много: свидетельства историков, свидетельства современников, вещественные, исторические и археологические памятники. Чего стоит одно Евангелие или Туринская плащаница Господа Иисуса Христа!

Среди всех этих свидетелей есть один исключительный свидетель. Живой свидетель, ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА! С момента Воскресения живая жизнь Церкви не пресекается ни на мгновение. Красной нитью прочерчивает Церковь свой путь через всю двухтысячелетнюю историю. Вы видели подобное явление еще где-нибудь в истории? Попробуйте привести пример!

Не мучайтесь. Не приведете. Возникали и исчезали государства и империи. Сколько было за то же время всяких учении, школ и систем?.. Волнующих, увлекательных, а потом иссякнувших. И хранят о них память сегодня только сухие, безжизненные учебники.

Прав, тысячу раз прав был законоучитель Гамалиил, призывая иудеев предоставить христианство проверке временем: "явился Февда выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек: но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли. После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек довольно народа: но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались. И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их: ибо если это предприятие от человеков, то оно разрушится: а если от Бога, то вы не можете его разрушить. Берегитесь, чтобы вам не оказаться богопротивниками»(Лк.5,34-39). Как рождаются и умирают люди, так рождаются и умирают человеческие учения. А Церковь Христова засветилась со дня Воскресения Христова. И в наши дни светит многим людям на земле. И будет светить.

Покуда на земле хоть кто-нибудь, любя,
В день Воскресения всем сердцем отзовётся
На песню ангелов с небес:
Христос воскрес! Воистину воскрес

3. 1982 г.

В эту ночь, братие, никто не спит. Совершенно особая радость входит в человеческую душу, желающую вместить благодатный свет Воскресения Христова. Сегодня собираются в храм даже те, кто не задумывался о воскресении мертвых и вечной жизни. К ним я хочу обратить свои слова. Обычно они говорят: "Воскресения из мертвых не было, потому что воскресение невозможно. Повседневный опыт убеждает нас, что мертвые не встают. Но разве вера в Воскресение Христово отрицает повседневный опыт? Разве Церковь утверждает, что мертвые воскресают в третий день?

Нет, братие. Церковь свидетельствует, что есть смерть и тление, что они сделались уделом грешного человечества. Воскрес Христос - Бог, непричастный человеческому греху, непричастный тлению.

Весь вопрос о Воскресении Христа сводится к одному: Кто Христос? Бог или только подобный нам человек? Если только подобный нам человек, то Он не мог воскреснуть. А если Бог, то нет ничего удивительного в Его Воскресении.

Вот о чем свидетельствует Воскресение Христово: Христос истинный Бог наш.

Кто такой Бог? У каждого человека есть в жизни главный нерв, главный интерес, главная страсть, которой человек подчиняет все другое. У одного это - плотская любовь. Такой человек и всю жизнь свою обстраивает так, чтобы полнее наслаждаться плотской любовью. Он служит своему божеству.

У другого человека главная страсть -выгода. И всю жизнь свою он устраивает так, чтобы получить как можно больше прибытка. Он служит своему божеству. У третьего человека главная страсть - власть. Он употребляет все свои силы и способности, не жалеет затрачивать материальные средства, чтобы приобрести положение и власть. Он тоже служит своему божеству. Главной страстью в жизни могут быть вещи сами по себе очень хорошие: любовь к детям и внукам, любовь к науке или ремеслу. Страсти могут быть разными, но характерно, что они всегда захватывают душу целиком, требуют внутренней и внешней перестройки всей жизни. Страсть человека становится его божеством, - главной ценностью, которая делает существование жизнью. Такой бог есть у каждого человека. Стоит лишь внимательно вглядеться в свою душу, в свою жизнь: чему мы служим? чему поклоняемся? Кто наш Бог?

Страсть, возведенную на место Бога, христиане называют ложным богом, идолом. Апостол Павел свидетельствует еще суровее:
"Все боги язычников - бесы". Мало сказать, что у тебя есть Бог. Надо еще сказать, КАКОИ_БОГ?

Мы, христиане, веруем в живого Бога, создавшего Вселенную и человека, заботящегося о нас, о нашей жизни на земле и о нашем возрождении для жизни вечной. Мы веруем, что Бог бесконечно милосерд к человеку. Мы веруем, что Бог Всемогущ и Праведен. Мы веруем, что Бог будет судить нас в последний и страшный день своего пришествия. Но как же мы веруем,- спросите вы, -где доказательства? Доказательств нет. И не может быть. Больше того, их не должно быть. Доказать - значит указать, какие связи существуют между явлениями уже известными и новым фактом. Как вписывается этот факт в привычную картину мира. Но разве может факт воскресения вписаться в привычную картину мира? Это факт, выходящий из ряда вон. Логических доказательств Воскресения Христова не может быть. Оно не может быть проверено на опыте: один лишь Христос мог воскреснуть Своей силой и властью. Кто может повторить эксперимент? Выходит, нет оснований для веры в Воскресение? Есть основания. В религиозной жизни нужны не доказательства, а свидетельства. Не важно, могло или не могло это быть. Важно: было или не было?

Впрочем, не только в религии важны свидетельства. Исторической науки без свидетелей быть не может. Откуда мы знаем о жизни Сократа, Александра Македонского, Наполеона или Александра Невского? Нам оставили свидетельства их современники. Еще важнее свидетельства для юридической науки. Закон запрещает строить обвинение на одних лишь умозаключениях. Логика позволяет судить о возможности или невозможности факта, но не может утверждать, был он или не был. Удостоверяют факты только свидетельства очевидцев. Слишком полагаясь на логические выводы, легко сделать судебную ошибку.

Вот, и в основание веры мы принимаем не доказательства, а свидетельства. Кто же свидетельствует о Христе? Главными свидетельствами Воскресения являются Е в а н гелие_и_Апостольские_послания. Это книги, написанные очевидцами: "Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова"/Лк.1,1-2/. "О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими глазами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, -возвещаем вам", -пишет апостол и Евангелист Иоанн Богослов /I Иоанн 1-3/. Свидетельствуют исторические писатели, жившие во время Иисуса Христа: иудейский историк Иосиф Флавий, римские историки Тацит и Светоний, римский писатель и политический деятель Плиний Младший. Их свидетельства сохранились до наших дней. Долгое время в науке эти свидетельства оспаривались. В 1980г. известный советский историк Кубланов издал книгу, в которой доказывал, что все свидетельства о Христе явно подлинные. Одна из глав этой книги напечатана в журнале "Науке и жизнь" № I за 1980 год. Так, братие, историческая наука постепенно присоединяется к числу свидетелей об Иисусе Христе. Сегодня мы с вами тоже собрались свидетельствовать о Воскресении Иисуса Христа. Наше свидетельство важно не только для этого события. Ещё важнее оно для нас самих, поскольку свидетельствует о нашем духовном пробуждении и воскресении. Христос, воскресший из мертвых стал залогом нашего воскресения в жизнь вечную. Аминь.

4. Светлый понедельник.

Христос Воскрес!
В день Святой Пасхи мы беседовали с вами, братие, о двух сторонах, с которых можно было рассматривать чудо ВоскресенияХристова - природной или биологической и исторической. А сегодня я хочу побеседовать с вами о третьей стороне Воскресения Христова - психологической. Проще, о чудесной преображении человеческой души светом Воскресения Христова. Оно начинается изменением ветхого сознания в новое, а завершаете? вселением Бога в человеческое сердце. Эра, в которой мы живем, потому и зовется "новой" что началась с рождения Господа Иисуса Христа. Он заново оценил все человеческие понятия. В основе христианской культуры лежит новая иерархия ценностей. Мы воспринимаем страдания Христовы как торжество духа над плотью, святости над грехом, любви над ненавистью. В Воскресении мы видим победу над смертью и адом. Ценности, которые у нас разумеются сами собою, у современников и даже апостолов Христовых рождались в муках преодоления языческого и ветхозаветного сознания. Иудеи и греки видели в страдании беспомощность и унижение. В смерти - грань отчаяния и безнадежности. Они поклонялись богатству, силе, славе, власти. "Их бог -чрево",- говорит апостол Павел /Фил.3,19/-они мыслят о земном". Их понятие о Боге не вмещало смерти, и страданий. Крест Христов был непреодолимой преградой для иудейского и языческого сознания. "Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия",- свидетельствует апостол Павел. "Иудеи требуют чудес и эллины ищут мудрости, а мы проповедуем Христа Распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие, для самих же призванных, иудеев и еллинов, Христа, Божию Силу и Божию премудрость" /I Кор.1,18,22-24/. Чтобы преодолеть "соблазн креста", ветхому сознанию нужен был подвиг веры и верности. И подвиг веры увенчивает чудо Воскресения. Христос Воскрес - и душа дивно преображается.

Радость эту дарует не воскресение, а Сам Воскресший. У Художника Поленова есть картина, которая изображает осияние души светом Воскресения. Сумрачная горница. Затемненные окна. Ученики рассеяны по углам. Молчание и уныние. А справа Мария Магдалина стоит в проеме распахнутой настежь двери. Луч солнца прочерчивает комнату насквозь. Мария Магдалина вся светится Словами:"Христос Воскрес!" Богослужение пасхальной седмицы все проникнуто этим чувством.

Один из учителей церкви назвал его райским богослужением. В другое время года богослужение наполнено покаянными молитвословиями. А в эти дни все оно исполнено ликования. Но почему в эти светлые дни пасхальная радость пронизывает у одних все существо, а у других только скользит по поверхности души? В чем корень пасхальной радости? Бог приближает к себе сердце человека, и человек ощущает близость Бога. И чем больше душа раскрывается навстречу Богу, тем ярче пасхальная радость. А если сердце от Бога затворено, то человек вовсе не испытывает пасхальной радости. Что же делать, чтобы пасхальная радость коснулась нашего сердца?

Как ветхозаветному сознанию нужен был подвиг веры, чтобы обновиться, нашему сердцу нужен подвиг очищения от страстей.

"Очистим чувствия и узрим в неприступном свете Воскресение Христа блистающее". Аминь.

5.

ХРИСТОС ВОСКРЕС!
Это событие стало источником силы и радости жизни для миллионов христиан за два прошедшие тысячелетия. Это очевидный факт истории. Миллионы христиан с верой в Воскресение Христа радостно и свято жили, радостно и свято умирали. Как же современный человек принимает Воскресение Христа? Как все мы переживаем эти слова: Христос Воскрес! Примем ли мы эти слова или отвергнем, в обоих случаях на нас ложится серьезная ответственность.

Если человек принимает Воскресение Христово, он обязан жить на земле свято и радостно, надеясь воскреснуть вместе с Ним. Нельзя одновременно верить в Воскресение, а жить во вражде, ненависти, гневе, зависти, жадности, похоти.

Если человек отвергает Воскресение, значит, признает смерть естественным, нужным и разумным завершением жизни, ее итогом. Отвергая Воскресение, человек утверждает ценность смерти. Признает, что она так же разумна и естественна, как жизнь. Но это явное заблуждение. Жизнь и смерть не равноценны по качеству. Да, жизнь естественна, и человек радуется жизни. Но человек не радуется своей смерти. Не может радоваться смерти близких. Такая радость кощунственна. Смерть близких повергает человека в глубокую скорбь. Перед лицом собственной смерти человек приходит в ужас, малодушие, отчаяние. Человек боится умирать.

Смерть для него исполнена ужаса и страдания. Всем существом человек противится смерти, борется с нею и уступает не добровольно, но лишь побежденный ее насилием. Сравнивая отношение человека к жизни и смерти, мы видим, что это отношение качественно разное. Человек радуется жизни. Человек не хочет смерти. Жизни человек радуется, а смерти только - не хочет! Естественное чувство человека противостоит смерти. Значит смерть не естественна. Она противоестественна. Смерть перечеркивает жизнь, отрицает ее смысл, отнимает у человека ценности, на которые он употребил время жизни, силу, энергию. Значит смерть неразумна. Можно спорить, какое из двух отношений к Воскресению Христову убедительнее.

Но бесспорно, какое из них радостнее. Воскресение Христово дает нам основание разумно и радостно жить на земле. Воскресение Христово утверждает разумность и ценность нашего стремления к вечной жизни. Для миллионов христиан, живущих сегодня, Воскресение Христово по-прежнему является источником силы и радости жизни.

6. Пасха 30 апреля 1989 года

Каждый праздник имеет для нас значение, поскольку отвечает каким-то внутренним переживаниям. Эти переживания могут отражать общественное сознание или носить частный характер. Поэтому праздники бывают общенародные или семейные.

Каждый праздник имеет свою историю и свою судьбу. Иногда долгую, иногда короткую. Праздники рождаются и умирают. Мало кто помнит даты государственных праздников прежней России: дни рождения и смерти императоров, дни их венчания на царство.

Иногда праздники забывают незаслуженно. В 1861 г. 19 февраля отменили крепостное право. Какое светлое событие в русской истории' Увы, 19 февраля 1961 года прошло незамеченным. Ни одна газета даже не упомянула об этой дате. Словно мы не рады, что крепостное право было торжественно отменено.

30-40 лет назад пышно праздновали I Мая и 7 ноября. Теперь эти праздники празднуют гораздо скромнее. Всего семь десятилетий прошло, а народ уже остыл и забыл о своих надеждах, которые с этими праздниками прежде связывал. "Так проходит мирская слава".

Сегодня мы собрались почтить праздник Воскресения Христова. Этот день празднуется не только в русской земле. Весь мир чтит его вот уже 2000 лет - вдумайтесь в эту цифру' И каждый год Пасха находит живой отклик в человеческом сердце. Чем же так значителен этот праздник? Он отвечает на самый важный для человека вопрос: что такое человек по своей природе и какой смысл несет он в своей глубине? Или он подобен траве, которая сегодня зеленеет, а завтра высохнет и смешается с землей? Или в нем живет вечное начало?

Воскресение Христово утверждает вечный смысл человеческого достоинства. С одной стороны, в человеке и через человека открывается смысл тварного космоса. Минеральный, растительный, животный мир в человеке осознает свое завершение и осуществление. С другой стороны, человек не исчерпывается его животной природой. Человек несет в себе образ Божий. Человек является нерукотворной иконой Бога. Вот откуда в нем стремление к вечной жизни и нравственному совершенству. Воскресение Христово утверждает законность этого стремления к бессмертию и святости. Это стремление - не тщетная мечта. Оно имеет под собой реальное основание: воскресение из мертвых.

Многие социальные теории полагали общественное благо в основу социального устройства народов и государств. Из них одни не состоялись, другие рассыпались, третьи выродились в тоталитарные бесчеловечные режимы. Общее благо получает значение нравственного принципа только в том случае, когда становится общим в прямом смысле: принадлежит не многим или большинству, а всем без исключения.

Это значит, что первичной ценностью должно быть человеческое достоинство. Другие ценности, в том числе общественное благо должны быть вторичны. Общество будет человечным только в том случае, если его построить на признании человеческого достоинства первой и важнейшей ценностью общественной жизни. Все другие общественные основы ложны, потому что бесчеловечны.

Народы, государства существуют сотни и тысячи лет и потому кажутся значительнее единичной человеческой судьбы. Предавая Христа смерти, Каиафа оправдал убийство принципом: "лучше одному человеку умереть за народ" (Иоанн 18,14). Это и есть тот бесчеловечный принцип общественной жизни, на котором может стоять только муравейник, но не человеческое общество.

Можно ли сравнить короткий век человека с историей народов, государств или всей человеческой историей, существующих тысячи лет? Но у Бога иной счет времени. "У Господа один день, как тысчча лет, и тысяча лет, как один день" (2Петр.З,8). По этому счету народы и царства - просто однодневки. Их значение в сравнении с человеческой судьбой - не больше, чем значение мотылька. Народы и государства, как и вся человеческая история в целом, вечного смысла в себе не несут. Они имеют временный смысл. Он кончается на земле вместе с ними. Только человек создан наследовать вечность. Он один обладает подлинной ценностью. Вот об этой ценности и свидетельствует Воскресение Христово.

Сын Божий воплотился, стал подобным нам человеком, жил среди людей, принял крестные страдания и смерть ради спасения человека для вечной жизни. Смерть Иисуса Христа - вот цена, уплаченная за вечное достоинство человека. Воскресение из мертвых - абсолютная мера его осуществления.

Сегодня мы празднуем Воскресение Христово, торжествующее не только над социальными теориями, как реальность торжествует над иллюзиями. Мы празднуем Воскресение Христово, как залог общего воскресение из мертвых каждого, кто захочет воскреснуть со Христом, чтобы с Ним во славе Его царствовать.

"Христос воскрес и соделался Первенцем мертвых". Аминь.

7.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Мы внесли плащаницу с изображением тела Христова в алтарь. Так некогда апостолы положили Его тело, снятое с креста в каменную пещеру. Царские врата затворили вход, как тот огромный камень, которым завалили каменный гроб. Мы собрались у гроба, откликнувшись на весть о Воскресении из мертвых. Эту весть каждый из нас услышал по-разному: одни приняли свидетельство апостолов, которое несет Церковь: через Евангелие, богослужение, проповедь, колокольный звон. Другие слышали о Воскресении случайно, стороной. Одни имеют о содержании этого свидетельства понятие ясное и определенное, другие — смутное, третьи воспринимают Воскресение как волшебную сказку. Ко как бы ни принял человек весть о Воскресении из мертвых, она заслуживает серьезного отношения. Потому что это ответ на вопрос о смысле жизни и смерти. Ответов не много. Но эти немногие ответы можно свести к двум основным. Куда ведет смерть! Атеисты отвечают: во мрак небытия, где нет ни света, ни жизни, ни смысла.

Господь Иисус Христос дает другой ответ. Смерть ведет через преображающий свет Воскресения в жизнь вечную. Этот ответ значителен для нас. Это не гипотеза. Христос свидетельствует о том, что знает, о том, что совершил. Он умер и воскрес. Природа богата образами естественного восстания из мертвых. Это образ зерна, которое бросают в землю. Зерно должно умереть, чтобы заколосилась нива. Яйцо хранит жизнь в каменной скорлупе. Приходит час, и жизнь разрушает каменный гроб. Гусеница должна умереть в коконе, чтобы взлететь легкокрылой бабочкой. Идея воскресения, в смысле победы жизни над смертью, всегда жила в человечестве, обнаруживая в нем жажду вечной жизни.

Сегодня христиане по всей земле собираются в храмы Божий встретить и пережить радость Воскресения из мертвых. Воскресения не видел никто. Остался раскрытый гроб, сломанные печати, стража в обмороке, да пелены, в которое было завернуто тело. В Евангелии от Иоанна рассказывается, как два ученика узнали от Марии Магдалины, что гроб пуст. «ТОТЧАС ВЫШЕЛ ПЕТР И ДРУГОЙ УЧЕНИК И ПОШЛИ К ГРОБУ. ОНИ ПОБЕЖАЛИ ОБА ВМЕСТЕ, НО ДРУГОЙ УЧЕНИК БЕЖАЛ СКОРЕЕ ПЕТРА, И ПРИШЕЛ КО ГРОБУ ПЕРВЫЙ. И, НАКЛОНИВШИСЬ, УВИДЕЛ ЛЕЖАЩИЕ ПЕЛЕНЫ, НО НЕ ВОШЕЛ В ГРОБ. ВСЛЕД ЗА НИМ ПРИХОДИТ СИМОН ПЕТР, И ВХОДИТ ВО ГРОБ, И ВИДИТ ОДНИ ПЕЛЕНЫ ЛЕЖАЩИЕ, И ПЛАТ, КОТОРЫЙ БЫЛ НА ГОЛОВЕ ЕГО, НЕ С ПЕЛЕНАМИ ЛЕЖАЩИЙ, НО ОСОБО СВИТЫЙ НА ДРУГОМ МЕСТЕ. ТОГДА ВОШЕЛ И ДРУГОЙ УЧЕНИК, ПРЕЖДЕ ПРИШЕДШИЙ КО ГРОБУ, И УВИДЕЛ, И УВЕРОВАЛ» (Ин. 20, 3-81.)

Что же убедило ап. Иоанна в воскресении Христа! Пелены, в которое было завернуто Тело Христово. Они не были развязаны и сняты с тела. Тело прошло сквозь них, как свет проходит сквозь стекло.

Теперь, спустя тысячи лет, эти пелены снова становятся неоспоримым свидетельством Воскресения. Современный человек, подобно ап. Иоанну «виде и верова». Погребальные пелены Господа Иисуса сохранились до наших дней под названием Туринской плащаницы.

Об этом уникальном памятнике написано много исследований. В советской печати материалы о Туринской плащанице были опубликованы с приложением фотографий в журнале «Наука и религия» № 9 за 1984 год и «Наука и жизнь» Н° 12 за 1984 год. Эти пелены сохранили не только свидетельства о воскресении. Они донесли до нас изображение Воскресшего. На пеленах запечатлено фотографическое изображение Христа Спасителя.

Ученые-химики гадают, как это могло произойти! Пелены были пропитаны ароматическими веществами. Положенное в них Тело не было омыто, по недостатку времени, от предсмертного пота. Тело умершего в страданиях обычно покрыто обильным потом. Аммиак, смешавшись с нардом и алое, превратился в химический реактив. Нужен еще свет. Свет мгновенный и яркий. Для фотографии используют вспышку. Таким светом стало Воскресение. Тело Христово прошло сквозь погребальные пелены как молния, оставив на них неизгладимый след. Воскресшее тело приобретает новое свойство. Христос по Воскресении являлся ученикам, проходя сквозь запертые двери. Воскресшее тело прошло сквозь пелены, как проходит свет.

Русский язык выразил событие удивительным словом «воскресение», которому нет аналога в других языках. В других языках событие передано словами «восстание от сна», «подъем», «пробуждение». Это верные, но не исчерпывающие событие образы. Славянский язык восполняет событие еще одним характерным образом — светоносностью. «Воскресение» происходит от слова «кресать» — высекать огонь, искры. Не только в Воскресении из мертвых славянский язык подчеркивает светоносность. Эту черту он открывает и в крещении.

Эти слова одного корня: крещение и воскресение. Их связывает светоносность. Другие языки подчеркивают в крещении момент погружения в воду. Как говорит Иоанн Креститель: «Я КРЕЩУ ВАС ВОДОЙ. ОН БУДЕТ КРЕСТИТЬ ВАС ДУХОМ СВЯТЫМ И ОГНЕМ» |Лк. 3, 16). из способа высекания огня этимологически возникло славянское слово «крест». Страдание понимается нал подвиг, возводящий к высшему достоинству В книге Иова есть слова- «Человек рождается на страдание, чтобы,как искры, лететь вверх». Так образ светоносности становится универсальным выражением христианской идеи в русском языке.

Каждым год в этот день и час в Иерусалимском храме праздничное богослужение начинается с того, что патриарх сходит в гроб Господень с не зажженной свечой. Во гробе Христовом патриарх ждет, пока сойдет огонь небесный и зажжет свечу. Когда загорится свеча, патриарх выходит из гроба, раздает молящимся небесный огонь и начинает пасхальное богослужение. По свидетельству очевидцев, небесный огонь имеет голубой оттенок и не производит обжигающего действия. Только спустя некоторое время он приобретает свойство обычного огня.

Мы с вами сейчас тоже зажжем свечи в руках и пойдем крестным ходом вокруг храма. Горящие свечи — образ небесного огня, который должен загореться в сердце, чтобы согреть и оживить его для вечной жизни. Перед нами выбор. Отвергнуть Воскресение означает отвергнуть, свет, жизнь и смысл. Это означает вечную тьму, ничтожество и бессмыслицу дурной бесконечности Господь Иисус Христос зовет поверить Ему и принять свет Воскресения, «ВЕРУЙТЕ В СВЕТ, ДА СЫНОВЕ СВЕТА БУДЕТЕ».

8.

ХРИСТОС ВОСКРЕС !
Сегодня мы стоим перед событием, о котором спорят. Спорят непримиримо. Спорят двадцать столетии.
— Христос Воскрес! — говорят одни.
— Этого не может быть, — возражают другие,
И я спрашиваю, возможно ли воскресение из мертвых! И отвечаю со всей Церковью решительно и определенно: Этого не может быть! Если кто скажет: воскресение из мертвых возможно, воскресение из мертвых можно объяснить естественным процессом, тогда величайшее на земле событие — уникальное и единственное, — обратится в заурядную, хотя и мало вероятную реанимацию. Богочеловек станет ТОЛЬКО человеком! Да не будет! С несомненной верой мы исповедуем: воскресение из мертвых невозможно. Этого не может быть.

Но если не может быть, значит НЕ БЫЛО! Возможен и другой вывод: если не может быть с обычным человеком, значит Христос—истинный Бог. «СЕГО ИИСУСА ХРИСТА БОГ ВОСКРЕСИЛ, ЧЕМУ МЫ ВСЕ СВИДЕТЕЛИ», — говорит ап. Петр (Деян. 2, 32).

ХРИСТОС ВОСКРЕС!
«ЕСЛИ ХРИСТОС НЕ ВОСКРЕС, ПУСТА ВЕРА НАША И БЕССМЫСЛЕННА НАША ПРОПОВЕДЬ»,—говорит ап. Павел. Если Христос не воскрес, невозможно XX веков утверждать то, чего не было. Ложный факт не мог иметь в истории такую долгую судьбу. Обман должен был обнаружиться. «НЕКОТОРЫЕ ИЗ СТРАЖЕЙ, ВОЙДЯ В ГОРОД, ОБЪЯВИЛИ ПЕРВОСВЯЩЕННИКАМ И, О ВСЕМ БЫВШЕМ, И ТЕ, СОБРАВШИСЬ СО СТАРЕЙШИНАМИ И, СДЕЛАВ СОВЕЩАНИЕ, ДОВОЛЬНО ДЕНЕГ ДАЛИ ВОИНАМ И СКАЗАЛИ: СКАЖИТЕ, ЧТО УЧЕНИКИ ЕГО, ПРИДЯ НОЧЬЮ, УКРАЛИ ЕГО КОГДА МЫ СПАЛИ. И ЕСЛИ СЛУХ ОБ ЭТОМ ДОЙДЕТ ДО ПРАВИТЕЛЯ, МЫ УБЕДИМ ЕГО И ВАС ОТ НЕПРИЯТНОСТЕЙ ИЗБАВИМ СТРАЖИ, ВЗЯВ ДЕНЬГИ, ПОСТУПИЛИ, КАК НАУЧЕНЫ БЫЛИ. И ПРОНЕСЛОСЬ СЛОВО МЕЖДУ ИУДЕЯМИ ДО СЕГО ДНЯ». (МФ 28, 12-15)

Эта версия с тех пор—единственное возражение против исторического факта Воскресения из мертвых. Но подумайте! Зачем ученикам красть мертвое тело Учителя?

Это несовместимо с их психологией. Они испуганы Боятся иудеев. Запирают двери. Не верят свидетельствам о Воскресении.

Это несовместимо с их нравственным обликом. Все они приняли смерть за проповедь о Воскресении. Нельзя своей смертью свидетельствовать ложь. Умирающие не лгут.

Это несовместимо с обстоятельствами дела Гроб открыт, камень отвален. Тело исчезло. Но ведь это не воровство, а грабеж! Но и схватки не было. Никто не убит, не ранен «ВЕРУЮ , ВО ЕДИНОГО ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА, СЫНА БОЖИЯ... ВОСКРЕСШЕГО В ТРЕТИЙ ДЕНЬ ПО ПИСАНИЯМ». Знаем, что воскресение невозможно. Веруем, что Христос воскрес!

Какие же основания имеет вера в Воскресение из мертвых! Мы доверяем свидетельству Евангелия. Оно передает нам два свидетельства. Одно — от Ангелов, и другое — Самого Воскресшего
«НА РАССВЕТЕ ПЕРВОГО ДНЯ НЕДЕЛИ МАРИЯ МАГДАЛИНА И ДРУГАЯ МАРИЯ ПРИШЛИ ПОСМОТРЕТЬ ГРОБ И ВОТ СДЕЛАЛОСЬ ВЕЛИКОЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ, ИБО АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ ОТВАЛИЛ КАМЕНЬ ОТ ДВЕРЕЙ ГРОБА И СИДЕЛ НА НЕМ. ВИД ЕГО БЫЛ КАК МОЛНИЯ, И ОДЕЖДЫ ЕГО БЕЛЫ КАК СНЕГ СТЕРЕГУЩИЕ ПРИШЛИ В ТРЕПЕТ И СТАЛИ КАК МЕРТВЫЕ АНГЕЛ СКАЗАЛ: «НЕ БОИ ТЕСЬ, ВЫ ИЩЕТЕ ИИСУСА РАСПЯТОГО, ЕГО ЗДЕСЬ НЕТ. ОН ВОСКРЕС. ИДИТЕ, ПОСМОТРИТЕ МЕСТО, ГДЕ ЛЕЖАЛ ГОСПОДЬ И СКАЖИТЕ УЧЕНИКАМ ЕГО, ЧТО ОН ВОСКРЕС ИЗ МЕРТВЫХ КОГДА ЖЕ ОНИ ШЛИ, ИИСУС ВСТРЕТИЛ ИХ И СКАЗАЛ: РАДУЙТЕСЬ! НЕ БОЙТЕСЬ' ПОЙДИТЕ, ВОЗВЕСТИТЕ БРАТИЯМ МОИМ, ЧТОБЫ ШЛИ В ГАЛИЛЕЮ ТАМ ОНИ УВИДЯТ МЕНЯ». (Мф 28, 1-10).

Другое свидетельство предлагает Церковь Она зовет нас убедиться в Воскресении Христа своими глазами, стать очевидцами Воскресения, подобно апостолам. По-разному откликаемся мы на этот призыв. Одни откликаются сердцем, связанным греховными страстями. Такое свидетельство бывает немощным и смутным. Иные остаются вовсе глухи. Но это свидетельство бывает удивительно ясным, несомненным и истинным, у живущих в чистоте и молитве Святой Симеон Новый Богослов говорит; «СВЯЩЕННАЯ ПЕСНЬ, КОТОРУЮ ЧАСТО ИМЕЕМ МЫ В УСТАХ СВОИХ, ГЛАСИТ: ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО, НЕ ВЕРОВАВШЕ А ЧТО!—ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО ВИДЕВШЕ, ПОКЛОНИМСЯ СВЯТОМУ ГОСПОДУ ИИСуСУ, ЕДИНО. МУ БЕЗГРЕШНОМУ... УЖ НЕ ХОЧЕТ ЛИ ПЕСНЬ ЦЕРКОВНАЯ НАУЧИТЬ НАС ГОВОРИТЬ ЛОЖЬ! ДА НЕ БУДЕТ! НАПРОТИВ, ОНА ЗАВЕЩАЛА НАМ ВОЗГЛАШАТЬ ЭТИМИ СЛОВАМИ СОВЕРШЕННУЮ ИСТИНУ, НАПОМИНАЯ О ТОМ ВОСКРЕСЕНИИ ХРИСТОВОМ, КОТОРОЕ БЫВАЕТ В КАЖДОМ ИЗ НАС, ВЕРНЫХ, И БЫВАЕТ НЕ ПРОСТО, НО СВЕТОНОСНО, БЛИСТАЯ СИЯНИЯМИ БОЖЕСТВА ЕГО И НЕ ТЛЕНИЯ. СВЕТОНОСНОЕ ПРИСУТСТВИЕ ДУХА ПОКАЗЫВАЕТ НА СОВЕРШИВШЕЕСЯ В НАС ВОСКРЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ, А ЕЩЕ БОЛЕЕ ДАЕТ НАМ БЛАГОДАТЬ ВИДЕТЬ САМОГО ВОСКРЕСШЕГО ХРИСТА ГОСПОДА, ИБО КОГДА ПРИХОДИТ В НАС ХРИСТОС БЛАГОДАТИЮ ДУХА СВЯТОГО, ТО ВОСКРЕШАЕТ НАС ИЗ МЕРТВЫХ, КАКИМИ БЫВАЕМ ДОТОЛЕ, И ЖИВОТВОРИТ, И ЖЕЛАЕТ, ЧТО МЫ ВИДИМ В СЕБЕ ЖИВЫМ ЕГО САМОГО, БЕССМЕРТНОГО И НЕТЛЕННОГО» (Слова, т. 1 М. 1892, стр. 347). Вот какие свидетельства мы имеем Одно уходит корнями в древность. Другое — всегда живет в нашем собственном сердце.

Можно ли веровать свидетельствам о невероятном событии? XX век имеет своеобразные критерии достоверности. Даже позитивная наука устами одного из величайших своих исследований говорит: «Нужно еще посмотреть, достаточно ли безумна гипотеза, чтобы быть истинной!» Наука приучила нас верить в невероятное. Если одна и та же частица одновременно проходит в два различных отверстия, — это не меньшее испытание для нашего разума.

Мы знаем, что Воскресение невозможно. Мы верим, что Воскресение совершилось, ибо Воскресший — Христос, истинный Бог. Потому называемся мы христианами, что веруем.

9.

ХРИСТОС ВОСКРЕС! ВОИСТИНУ ВОСКРЕС!

Только что мы оплакали и погребли Тело Христово во гробе. Христос умер и погребен. И если бы история Его жизни на этом закончилась, не было бы споров и разногласий. Все мирно сошлись бы на одном убеждении. Жил добрый и мудрый человек. Современники и соплеменники из зависти осудили и убили Его. Такие события в истории нередки и спорить тут не о чем.

Но после погребения Христа произошло нечто необъяснимое. Гроб оказался пустым. Тело Христово исчезло. За двадцативековую историю факт опустевшего гроба имел два объяснения. И третье исключено. Либо Тело кем-то похищено, либо Христос воскрес из мертвых. Первое объяснение до наших дней остается единственным возражением против воскресения. Поэтому и я хочу здесь перед вами взвесить его основательность.

Впервые это объяснение дали враги Иисуса Христа — иудеи, предавшие Его смерти. Их объяснение основано на формальной логике. Почему опустел гроб! Кто-то взял Тело. Кто же взял Тело! Зачем!

Иудеи приказали стражникам, охранявшим гроб: «СКАЖИТЕ. ЧТО УЧЕНИКИ ЕГО, ПРИДЯ НОЧЬЮ, УКРАЛИ ЕГО, КОГДА МЫ СПАЛИ». Итак, иудеи для объяснения используют предположение, догадку, гипотезу пустого гроба. Эта гипотеза, по-первых, ничем не подтверждается. А во-вторых, ставит больше вопросов, чем дает ответов.

Похищение тела не было ни тайным, ни тихим. Камень отвален. Гроб открыт. Это не воровство. Это грабеж. Почему же не воспрепятствовала стража!

Чтобы обокрасть гроб, охраняемый воинами, нужны были смелые и решительные люди. Евангелие описывает апостолов испуганными, растерянными, подавленными. Они разбежались в страхе при аресте Христа. Не имели мужества отстаивать Его живым. Откуда же взялось у них мужество воровать мертвое тело! Конечно, на оба вопроса можно дать ответы, но они не будут убедительны.

Есть еще одно возражение против версии иудеев, самое непреодолимое: апостолы не верили в воскресение. Ученики принимали гипотезу о похищении тела, как единственное возможное объяснение. Исчезновение тела приводит апостолов в недоумение. Они не сомневаются, что тело кто-то унес и спрятал. Из описания Евангелия очевидно, что даже мысль не возникает у них о воскресении:

Рано утром, когда было еще темно, ко гробу пришла Мария Магдалина и увидела, что камень отвален от гроба. Она прибежала к Петру и Иоанну и сказала: «УНЕСЛИ ГОСПОДА ИЗ ГРОБА И НЕ ЗНАЕМ, ГДЕ ПОЛОЖИЛИ ЕГО». Оба ученика тотчас побежали ко гробу. Иоанн бежал быстрее Петра и первым пришел ко гробу. Наклонившись, он увидел лежащие пелены, которыми повивали тело, но во гроб не вошел. Вслед за ним пришел Петр, вошел во гроб и увидел: лежат лишь пустые пелены. Платок, которым была повита голова Иисуса, лежал «свитый» отдельно. Когда Петр и Иоанн ушли, Мария Магдалина стояла у гроба и плакала. Увидев садовника, она спрашивает: «Господин, если ты взял его, скажи мне, где положил его, и я возьму его». Евангелие поясняет, почему недоумевали ученики: «ОНИ НЕ ЗНАЛИ ЕЩЕ ИЗ ПИСАНИЯ, ЧТО ХРИСТОС ДОЛЖЕН ВОСКРЕСНУТЬ ИЗ МЕРТВЫХ..» Воскресение Христа из мертвых было так же невозможно, немыслимо для учеников, как и для прочих иудеев. В этом смысле сознание иудев было единым, разумеется, ученики слышали и не раз о воскресении от Самого Спасителя, но не понимали конкретного смысла Его слов. Даже иудеи слышали о воскресении Они тоже не приняли слов Христа всерьез и лишь предусмотрительно поставили стражу у гроба «ОХРАНЯТЬ ГРОБ ЕГО ДО ТРЕТЬЕГО ДНЯ, ЧТОБЫ УЧЕНИКИ ЕГО, ПРИДЯ НОЧЬЮ, НЕ УКРАЛИ ЕГО И НЕ СКАЗАЛИ НАРОДУ: ВОСКРЕС ИЗ МЕРТВЫХ». Узнав об исчезновении тела, иудеи могли предполагать, что сбылись их худшие опасения: ученики украли тело. Но что оставалось думать ученикам!

Что же произошло! Почему ученики вдруг один за другим поверили в воскресение Христа из мертвых! И не только поверили. Они пошли проповедовать всему миру, что «ХРИСТОС ВОСКРЕС». Те, кто прежде не верили в воскресение, начали проповедовать воскресение, как важнейшее основание веры в Бога и Спасителя Иисуса Христа: «ЕСЛИ ХРИСТОС НЕ ВОСКРЕС, СУЕТНА НАША ВЕРА И ПУСТА НАША ПРОПОВЕДЬ»,— говорит апостол Павел. Все апостолы приняли мучительную смерть за проповедь о воскресении. Апостолу Павлу отрубили голову. Апостола Петра распяли на кресте. Иных побили камнями. Иных сожгли. С иных содрали кожу. Возможно ли умирать такой страшной смертью за ложное свидетельство! В это труднее поверить, чем в воскресение.

Какое же основание имели апостолы верить в воскресение Христа! Они поверили не потому, что видели пустой гроб. Они поверили потому, что каждый из них своими глазами видел Воскресшего: «СЕГО БОГ ВОСКРЕСИЛ В ТРЕТИЙ ДЕНЬ И ДАЛ ЕМУ ЯВЛЯТЬСЯ НЕ ВСЕМУ НАРОДУ, НО СВИДЕТЕЛЯМ, ПРЕДИЗБРАННЫМ ОТ БОГА, НАМ, КОТОРЫЕ С НИМ ЕЛИ И ПИЛИ, ПО ВОСКРЕСЕНИИ ЕГО ИЗ МЕРТВЫХ». (Деян, 10, 40—41). Когда Мария Магдалина спрашивала подошедшего садовника «не ты ли взял тело Его» Он ответил ей:
«МАРИЯ!» И серый мир преобразился для нее солнечной радостью: в мнимом садовнике Магдалина узнала воскресшего Христа. Вот единственное подлинное основание веры в воскресение для всех христиан. Воскресение проповедовали те, кто своими глазами видели Воскресшего. Иудеи построили гипотезу на пропаже гроба. Христиане построили свою проповедь о воскресшем на явлении Воскресшего. В этом до сих пор принципиальная разница между верующими и атеистами. По воскресении Христос явился Своей Матери. Явился апостолу Петру, мироносицам, апостолам Луке и Клеопе, шедшим в Эммаус. Пришел к ученикам, запершимся от иудеев. Явился множеству учеников на Тивериадском озере. Явления Воскресшего, начавшиеся с первого дня, продолжались в течение сорока дней. Никто не видел воскресения Христова. Но слишком многие видели воскресшего Христа. Наша вера в воскресение начинается с доверия свидетельству апостолов, а завершается всегда личной встречей с Воскресшим. Пока у христианина такая встреча не произошла, духовная жизнь его ограничена внешними формами. Он ходит в церковь, выполняет обряды, соблюдает посты. Но сам остается прежним. В его душе живут страсти: самолюбие, зависть, похоть, жадность. Если христианин искренне тянется ко Христу, не оправдывает свои грехи, а осознает их, исповедует, борется с ними, он духовно растет. В его духовной жизни наступит час встречи с Воскресшим Христом. С этого и начинается подлинная духовная жизнь. Человек изменяется сам и верит уже не чужому опыту. Как-то Христос провел несколько дней в самарянском селении. Жители сказали женщине-самарянке, пригласившей их на первую встречу со Христом: «УЖЕ НЕ ПО ТВОЕМУ СЛОВУ ВЕРУЕМ. ИБО САМИ ВИДЕЛИ И УЗНАЛИ, ЧТО ОН—СПАСИТЕЛЬ МИРА, ХРИСТОС».

Сейчас начнется пасхальное богослужение. Мы будем совершать множество священных действий. Для каждого из нас очень важно не проглядеть за внешними действиями духовное событие. Мы собрались сегодня не для того, чтобы поклониться Телу умершего. Тела больше нет во гробе. Мы собрались не для того, чтобы заглянуть в пустой гроб. Там не осталось ничего интересного для нас. Нас собрала сегодня надежда в эту воскресную ночь встретить Воскресшего Христа. Каждый из нас ждёт сегодня личной встречи с Воскресшим. Каждый из нас по примеру апостолов хочет стать живым свидетелем воскресения. Мы в лучшем положении, чем апостолы 2000 лет назад. Мы знаем, что «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть попрал и сущим во гробах жизнь даровал.»

10.

ХРИСТОС ВОСКРЕС! Это событие стало источником силы и радости жизни для миллионов христиан за два прошедших тысячелетия. Это очевидный факт истории. Миллионы христиан с верой в Воскресение Христа радостно и свято жили, радостно и свято умирали.

Как же современный человек принимает Воскресение Христа; Как все мы, переживаем эти слова: «ХРИСТОС ВОСКРЕС»! Примем ли мы эти слова или отвергнем, в обоих случаях на нас ложится серьезная ответственность.

Если человек принимает Воскресение Христово, он обязан жить на земле свято и радостно, чтобы воскреснуть вместе со Христом. Нельзя одновременно верить в Воскресение, а жить во вражде, ненависти, гневе, зависти, жадности похоти.

Если человек отвергает Воскресение, значит признает смерть естественным, нужным и разумным завершением жизни, ее итогом. Отвергая Воскресение, человек утверждает ценность смерти. Признает, что она также разумна и естественна, как жизнь. Но это явное заблуждение. Жизнь и смерть не равноценны по качеству. Да, жизнь естественна, и человек радуется жизни. Но человек не радуется своей смерти. Не может радоваться смерти близких. Такая радость кощунственна. Смерть близких повергает человека в глубокую скорбь. Перед лицом собственной смерти человек приходит в ужас, малодушие, отчаяние. Человек боится умереть.

Смерть для него исполнена ужаса и страдания. Всем существом человек противится смерти, борется с нею и уступает не добровольно, но лишь побежденный ее насилием. Сравнивая отношение человека к жизни и смерти, мы видим, что это отношение качественно разное. Человек радуется жизни. Человек не хочет смерти. Жизни человек радуется, а смерти только — не хочет! Естественное чувство человека противостоять смерти. Значит, смерть не естественна. Она противоестественна. Смерть перечеркивает жизнь, отрицает ее смысл, отнимает у человека ценности, на которые он употребил время жизни, силы, энергию. Значит, смерть неразумна. Можно спорить, какое из двух отношении к Воскресению Христову убедительнее.

Но бесспорно, какое из них радостнее. Воскресение Христово дает нам основание разумно и радостно жить на земле. Воскресение Христово утверждает разумность и ценность нашего стремления к вечной жизни.

Для миллионов христиан, живущих сегодня. Воскресение Христово по-прежнему является источником силы и радости жизни. Аминь.

11.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Смерть и время царят на земле,
Ты владыками их не зови.
Все, кружась, исчезает во мгле,
Неподвижно лишь Солнце Любви.

Умирают растения, умирают животные... Умирают целые миры. Мы не осознаем их смерть, как событие, имеющее отношение к нам. Но умирает человек, и это нас глубоко волнует. Есть различие между смертью животных или растений и смертью человека. Миры и галактики не знают, что они умирают. Растения чувствуют свою смерть. Животные осознают свою смерть. Умирающий олень смотрит человеческим взглядом. Слон уходит, чтобы умереть в одиночестве.

Человек не только переживает, не только осознает свою смерть. Человек хочет бессмертия! Кто может желать бессмертия, уже стоит за пределами круга рождения и смерти. Он рождается и умирает, но может смотреть на это как бы с некоей высоты. Это духовная высота. Два желания, как два крыла, подымают человека над растительной животной жизнью: желание бессмертия и желание нравственного совершенства.

Человеческое сознание не хочет мириться со смертью и уничтожением. Оно не может понять, что значит: «не быть». Всей силой своего существа человек протествует против смерти и небытия:

Я чувствую разумность бытия,
я ощущаю, знаю, понимаю
всей трепетною плотью вопия
против ничто - его не принимаю.
Весь организм, как будто бы орган,
звучит во славу жизни.
Разве может меня не быть?
Мне век безмерный дан.
Ничто меня уже не уничтожит.
Готов стоять, готов из кожи лезть,
всей кровью слышу, верю без предела.
А если так, то так оно и есть.
Не может быть иначе. Верит тело.

Вот почему среди всех христианских праздников такое исключительное положение занимает Воскресение Христово. В нем обоснована жажда бессмертия и вечной жизни.

Но Человеку мало бессмертия. Воскресение преобразит в нетление только нашу тленную плоть. Кто преобразит для нетления нашу душу! Для этого дана человеку земная жизнь. Время и совесть даны для борьбы со страстями и похотями. И горе нам, если живем недостойно. Горе, ибо есть воскресение в жизнь вечную. Горе, ибо в воскресении осознаем мучительное несоответствие преображенной плоти и падшего духа. Горе, ибо плотью воскреснем, а духом умрем.

Если живем недостойно бессмертия, какая польза от воскресения! Оно не имет корня в моем существе. Если я, как цепями, опутан блудом, похотью, пьянством, жадностью, завистью, коварством, злобой, жестокостью и мстительностью! Если я вжился в них так, что они сделались моей второй природой! Если я сам не могу различить и отделить себя от своих страстей! Если дух порабощен и поглощен страстями так, что от меня ничего не осталось, кроме самости!

Как радоваться воскресению, если НЕЧЕМУ во мне воскресать! Если воскреснут все страсти, которыми раздирается теперь душа моя! Чем мне жить в вечности! А если нечем жить, для чего воскресение! Если для вечной жизни непригодно все, что мне любо и дорого, то воскресение в жизнь станет для меня вечной мукой.

Воскреснут вместе со мной злоба, ярость, гнев — и будут жечь огнем неугасимым, и будут точить червем неусыпающим.
Воскреснут вместе со мной блудные помыслы и ощущения, неистовство похоти, жадность, пьянство — и будут жечь меня огнем неугасимым, и будут точить меня червем неусыпающим.
Воскреснут вместе со мной зависть, ненависть, жестокость — и будут жечь меня огнем неугасимым, и будут точить меня червем неусыпающим.
Вместо вечной радости воскресения несет грешнику вечную муку.
Вместо вечной жизни воскресение несет грешнику вечную смерть.

В земной жизни смерть полагает предел злому. В вечной жизни нет пределов: вечна радость пребывания с Богом. Вечна скорбь грешников, в которых воскреснут мучившие их страсти и снова станут жечь их огнем неугасимым и точить червем неусыпающим. Вечная мука несоответствия нетленной плоти и духа, истлевшего в грехе. Вечная мука узнать себя недостойным воскресения. Это и есть мука вечная, низвержение в глубины адовы, в церство темных сил, в безнадежность. РАДУЙСЯ ВОСКРЕСЕНИЮ ХРИСТОВУ! РАДУЙСЯ ВОСКРЕСШЕМУ ИЗ МЕРТВЫХ! РАДУЙСЯ СВОЕМУ ВОСКРЕСЕНИЮ ВО ХРИСТЕ! ЖЕЛАЙ ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ!

МОЛИСЬ О ВОСКРЕСЕНИИ В ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ!

Но помни: время земной жизни нужно употребить для очищения совести, для преображения души. Найти свое место среди тех, кого ублажает Христос—истинный Бог наш. БЛАЖЕННЫ НИЩИЕ ДУХОМ, ИБО ИХ ЕСТЬ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ. БЛАЖЕННЫ ПЛАЧУЩИЕ, ИБО ОНИ УТЕШАТСЯ. БЛАЖЕННЫ КРОТКИЕ, ИБО ОНИ НАСЛЕДУЮТ ЗЕМЛЮ. БЛАЖЕННЫ АЛЧУЩИЕ И ЖАЖДУЩИЕ ПРАВДЫ, ИБО ОНИ НАСЫТЯТСЯ. БЛАЖЕННЫ МИЛОСТИВЫЕ, ИБО ОНИ ПОМИЛОВАНЫ БУДУТ. БЛАЖЕННЫ ЧИСТЫЕ СЕРДЦЕМ, ИБО ОНИ БОГА УЗРЯТ. БЛАЖЕННЫ МИРОТВОРЦЫ, ИБО ОНИ БУДУТ НАРЕЧЕНЫ СЫНАМИ БОЖИИМИ. БЛАЖЕННЫ ИЗГНАННЫЕ ЗА ПРАВДУ, ИБО ИХ ЕСТЬ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ. БЛАЖЕННЫ ВЫ, КОГДА БУДУТ ПОНОСИТЬ ВАС И ГНАТЬ И ВСЯЧЕСКИ НЕПРАВЕДНО ЗЛОСЛОВИТЬ ЗА МЕНЯ.

РАДУЙТЕСЬ И ВЕСЕЛИТЕСЬ, ИБО ВЕЛИКА ВАША НАГРАДА НА НЕБЕСАХ.

ДВА КРЫЛА ДАНЫ ЧЕЛОВЕКУ, ЧТОБЫ ПОДНЯТЬСЯ К НЕБУ: ЖЕЛАНИЕ ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ И ЖЕЛАНИЕ СВЯТОСТИ. О, ЧЕЛОВЕК, ВЗМАХНИ КРЫЛАМИ, ХРИСТОС ВОСКРЕС И ЖДЕТ ТЕБЯ!»
АМИНЬ.

12. Проповедь в СИЗО

Вспыхнувшая спичка рождает пламя. Это пламя может разгореться в костёр, в пожар. Так случилось с вестью о воскресении Христа. Её не поглотило время. Она пронеслась через пространство и века.
Христос воскрес!– говорили ангелы женам–мироносицам, в недоумении толпившимся у опустевшего гроба.
Христос воскрес! - поведали мироносицы ученикам.
Христос воскрес! Эту светлую весть ученики понесли во все концы вселенной, чтобы каждого человека одарить пасхальной радостью. За эту весть ученики умирали. Они возвещали радость о том, что в противостоянии жизни и смерти совершилась победа, решившая вечный спор: Христос воскрес! Это значит, что победили жизнь, добро и красота. Мы все причастны этой победе, ибо Христос воскрес из мёртвых, став началом общего воскресения. Мы верим в воскресение мёртвых. Никто не останется во гробе. Мы не рабы смерти и тления. «Умрём, но не будем как вода, пролитая на землю, которую нельзя собрать».

Смерть и время царят на земле,
Ты владыками их не зови.
Все, кружась, исчезает во мгле,
Неподвижно лишь Солнце Любви.

Сюда, в темницу, Церковь несёт пасхальную весть словом и праздничным перезвоном колоколов. Пробудитесь душой, отзовитесь радостью, оттайте, отрешитесь от уныния, от озлобления и обид. Вспомните о высоком предназначении человека. По замыслу Божию каждый из вас – икона, образ Божий. Каждого из вас -тех, кто осуждён человеческим судом, и тех, кто призван исполнить человеческий приговор – всех зовёт Христос в Царство Божие: царство вечной любви и вечной радости.

Увы! - человеческое сердце часто оказывается мелким, чтобы вместить Дар Божий. Случайные удовольствия, мелочные обиды, ещё больше зависть, жадность, ненависть разъедают душу.

Но жив образ Божий в каждом из нас. Есть чему воскреснуть, пробудиться и возродиться. «Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обнимем. Скажем друг другу: «братья!» и ненавидящим нас простим обиды ради Воскресения и вместе воспоём: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробах живот даровав».

Христос воскресе! - Возвестили ангелы мироносицам, пришедшим в то утро ко гробу.
Христос воскресе! - Понесли Мироносицы эту радостную весть апостолам.
Христос воскресе! - Сообщали апостолы друг другу удивительную весть.

И пронеслось это радостное «Христос воскресе» как пасхальный перезвон колоколов во все концы земли. Пронеслось через моря и горы. Пронеслось через века и эпохи. Два слова, как две руки обнимают сердце радостной вестью, и оно откликается: «воистину воскрес Христос!»

Отчего так желанны эти слова? Человеку нужна в жизни опора. Он ищет опоры в благополучии, власти, богатстве, в удовольствиях. Эти радости случайны и недолговечны. Их отнимают болезнь и смерть. Наступает разочарование, вместе с ним уныние, а иногда – отчаяние. Ни политика, ни экономика не дают оснований для надежд. Внешняя жизнь не знает устойчивых оснований. Точку опоры следует искать внутри себя. В собственном сердце может человек встретиться с Богом. Тогда его судьба озарится светом и смыслом. «Пасхальной радостью» христиане называют встречу с Богом.. Корень «Пасхальной радости» в том, что Бог приближается к человеческой душе. Его благодать касается человеческого сердца и оно преображается в нерукотворный храм. Великим постом мы очищали сердце от зависти, жадности, похоти, злобы, чтобы чувства стали незамутнёнными и ожило сердце. «Очистим чувствия и узрим воскресение Христа блистающее»- зовёт пасхальная песнь и открывается вечный смысл земной судьбы:

От того, что в мире это было,
Переплавлены и ты и я.
Молния навеки освятила
Тайные истоки бытия.
Христос воскрес! Воистину воскрес!

Свящ. Павел Адельгейм. Псковская епархия.