Вторник. Великий канон. Смысл храмовой жизни.

1.

По милости Божией, братие, мы провели уже второй день поста. Вчера мы беседовали о первом делании покаяния - о воздержании. Сегодня задумаемся о втором делании - трезвении. Среди евангельских заповедей есть одна, которую многие не замечают. Она выражается одним словом: "бодрствуйте". Господь много раз повторяет эту заповедь в Евангелии. В Гефсиманском саду, в беседе о разрушении храма и Втором пришествии, в притчах. И поясняет это слово. "Да будут чресла ваша препоясана и светильники горящи " (Лк. 12, 35). "Бодрствуйте,, ибо не знаете в который часГосподь ваш приидет" (Мф. 24, 42) . Святые подвижники нередко исполняли эти слова буквально.

Какой же смысл имеет эта заповедь?

Человек может жить рассеянно: беспечно и легкомысленно. Такой человек не хозяин в своем уме и сердце. Приходят и уходят мысли, чувства, желания. И он не знает, кто был в гостях, какой оставил след. Живет всегда во внутреннем хаосе, и когда встанет на молитву, не может собрать внимание. Молитва оказывается рассеянной и бездейственной. Таков плод греховного состояния ума и сердца. Если человек живёт внимательно – внимает себе – он становится хозяином своего сердца. Он знает откуда и какие приходят мысли и желания. Греховные помыслы он отсекает. Каждый помысел проверяет заповедью. В его душе возникает опора и центр духовной жизни: Воля Божия

Задача покаяния - обновить и возродить свою душу. В одной из молитв есть слова:"Даждь мне возвратиться к Тебе прежде, чем возвращусь в зем лю".Чтобы возвратиться к Богу, нужно устоять среди хаоса греховных мыслей, чувств, желаний, которые приходят "от мира, плоти, и диавола". Внимайте себе. "Стойте в вере, будьте мужественны". Трезвитесь. "Бодрствуйте!" - заповедует Господь наш Иисус Христос. Аминь.

23 марта 1988г. Свящ. Павел Адельгейм. Псковская епархия.

2.

Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче ! – молится Церковь кающихся. Мы собрались принести Богу своё покаяние. Для этого оно должно родиться в нашем сердце. Мы не можем принести Богу то, чего не имеем. Слова Покаянного канона св. Андрея стучатся в наше сердце, что бы пробудить его к покаянию. Почему мы нуждаемся в покаянии? Церковная песнь объясняет «окаянный трепещу страшного дне суднаго». Мы нуждаемся в покаянии, потому что мы «окаянные». Мы ищем покаяния, ибо окаянные. «Окаянный» означает нераскаянный. Это слово происходит от имени Каина. Два сына родились от Адама и Евы. Каин был первенцем, рождённым от женщины на земле. Зависть погубила его. Он убил брата своего Авеля. Бог спросил Каина:
- где Авель, брат твой?
- не знаю, ответил Каин, разве я сторож брату моему?
- Что ты сделал? –сказал Бог. - Голос крови брата твоего вопиет ко мне от земли. Ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей. Когда ты будешь возделывать землю, она не будет давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле… И пошёл Каин от лица Господня.

Грех разлучил Каина с Богом, потому что в сердце Каина не родилось покаяние. Он остался нераскаянным. Окаянным мы называем грешника, ибо грех уподобляет его нераскаявшемуся Каину. Некоторые говорят: «не согрешишь – не покаешься». Это ошибочная мысль. Грех не рождает покаяние. «Печаль по Боге неизменно соделовает покаяние во спасение». Покаяние рождается не от греха, а от печали об утраченном образе Божием, от желания возродить его. Покаянием мы называем перемену, возрождение Человека, возвращение его к Богу. Это возвращение возможно, потому что Бог- наш небесный Отец, изо дня в день ожидает возвращения своего блудного сына, чтобы отворить ему двери отчего дома. Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче.

Свящ. Павел Адельгейм. Псковская епархия.