Проповеди на Рождество Христово

Проповедь в Рождественский пост.

Вот уже прошло более половины Рождественского поста. Скоро, скоро услышим мы торжественное пение: "Дева днесь, пресущественного рождает". Христос грядет! Проверим, братие, свое сердце: готово ли оно встретить Господа. Радостной будет встреча со Христом, или сердце останется безучастным к событию. Это, братие, зависит от нас самих. Если мы подготовили свою душу к Рождеству Христову, то ее наполнит благодатная радость праздника. Если же мы не приложим усилий, то наша душа останется безучастной к праздничному торжеству. Кто из нас не любит получать награду за свой труд? Каждый с радостью встречает день заработанной платы. Эта радость тем полнее, что прежде награды следует труд. Так и в духовной жизни. Радость праздника не приходит случайно. Она вознаграждает за понесенный труд. Чтобы душа стала причастна праздничной радости, мы должны приготовить ее к Рождеству Христову.

Задолго до праздника Церковь начинает нас готовить к нему. Рождеству Христову она предпосылает сорокадневный пост, чтобы мы хоть немного отвлеклись от обычных забот о вкусной пище и обратились к духовному деланию. Этот подготовительный период называется малой четыредесятницей в отличие от Великого Поста или Великой четыредесятницы. Через этот период Церковь ведет нас к встрече праздника различными путями. Прежде всего готовит она нас к встрече Рождества через Богослужение. Как солнце, поднимаясь из-за восточной черты горизонта, прежде наполняет всю землю светом, а затем являет свой огненный круг, так праздник Рождества задолго до своего наступления постепенно проникает содержание Богослужения и освящает его Рождественским светом.

"Христос рождается, славите, Христос с небес, срящите"... начинают петь со дня Введения. С этого дня рождественские ирмосы поют даже в малые праздники. Постепенно наполняются рождественским содержанием стихиры на "Господи воззвах" и на "стиховне". Кто внимательно слушал Богослужение на св.Николая, тот заметил, что на "ныне" пели рождественскую стихиру. Два воскресения перед Рождеством носят название "неделя праотец" и "неделя св. отец". Праотцы и отцы - это предки по плоти Иисуса Христа. В эти недели, прославляя предков Иисуса Христа по человечеству, мы славим и самое Рождество Христово. Здесь уже постоянно слышится радость Рождества. "Се исполнися Исаино проречение...", "благоукрасися Вифлиеме... ", "Се время приближися..."

Последние дни перед Рождеством Христовым подобны дням страстной седмицы. На повечерии в эти дни поются каноны с великопостными ирмосами. "К Тебе утреннюю...", "Волною морскою..." В этих канонах уже со всей полнотой раскрываете) картина Рождества Христова. Так на протяжении подготовительного периода готовит нас Церковь через Богослужение к встрече Рождества. Это первый путь.

А второй путь - воспоминание о праведниках. В дни Рождественской четыредесятницы Церковь празднует память пророков: Наума, Аввакума, Авдия, Софонии, Даниила, и трех отроков Анании, Азарии и Мисаила. Пророки возвещали людям Христа "хотящего родитися". Они ожидали Его рождения и заповедали Израилю ожидать Его приход. Они указывали место и время Его рождения, говорили о Его происхождении, событиях Его жизни, о смерти и Воскресении. В следующее воскресение мы с вами подробно побеседуем о том, как пророчества Ветхозаветные сбылись на Иисусе Христе. В этот же подготовительный период празднует Церковь память Св. Апостолов. Если пророки возвещали грядущее Рождество, то апостолы проповедовали совершившееся пришествие Иисуса Христа. Начался пост памятью апостола Филиппа, по имени которого Рождественский пост называется еще Филипповским. Затем, вспоминают апостола Матфея, Андрея Первозванного, Филимона и Архиппа и др. от числа 70. Вспоминает Церковь великих святителей: Николая и Спиридона, Амвросия и Григория, Климента Римского и Игнятия Богоносца, Прокла и Петра, Митрофана и Иосафа, Иннокентия Иркутского. Вспоминает мучеников: Гурия,Самона, Авива, Вонифатия и вмч. Меркурия; Великомучениц: Варвару, Екатерину, Улианию, Анастасию, Евгению. Вспоминает великих преподобных: Савву Освященного, Никона Радонежского, Стефана Нового. Столпников: Даниила и Луку, блаженного Прокопия юродивого.

Вот, какой светлый сонм праведных указывает нам Церковь в предпраздничные дни. Этот сонм не словом, примером указывает нам путь ко Христу. Посмотрите на угодников Божиих! Все они жили на той же земле, на которой мы живем. Все они боролись с теми же страстями, с которыми мы боремся. Они достигли не только встречи со Христом, но и вечного с Ним пребывания. Церковь открывает нам тайну их святости: они сделались святыми силою родшегося Христа. Образы этих святых являются живым свидетельством, что в мир вошла сила, освещающая и преображающая человеческие души. В Нем, родившемся Спасителе мира, надежда и нашего духовного обновления. Не отчаивайся! "Прииде 6о Сын Человеческий взыскали и спасти погибшее". Это второй путь.

Третий путь, которым ведет нас Церковь навстречу Рождеству Христову - Слово Божие. И псалмы, которые входят в Богослужения, и паремии, т.е. чтение из ветхозаветных книг, положенное под большие праздники, и Апостольские чтения – все это говорит о домостроительстве нашего спасения, и об одном из важнейших аспектов домостроительства - пришествии Бога во плоти. Но особенно ясно говорит об этом Святое Евангелие. Сегодня утром мы беседовали с вами о притче Иисуса Христа, близко касающейся нашего участия в Церкви Божией. И другие Евангельские чтения мы должны принимать со вниманием.

Богомудрые отцы распределили эти чтения в такой последовательности, чтобы они служили большему назиданию (о званых, о Рождестве Иисуса Христа). Для внимающих слову Божию раскрывается содержание Рождества Христова и вся полнота домостроительства Божия. Слово Божие не только научает, но и сообщает благодатную силу воле и сердцу человека.

Наконец, есть, братие, еще и четвертый путь, которым приготовляет нас Церковь к достойной встрече Рождества. Церковь призывает нас к таинствам исповеди и причастия тела и крови Иисуса Христа. Грех, как паутина, опутал наше сердце и закрыл доступ к нему Божественной благодати. Мы должны осознать этот грех в таинстве исповеди. Чтобы исповедь не была формальной, мы должны предварительно просмотреть свою жизнь, вскрыть свои недостатки, вспомнить нехорошие поступки. Все эти грехи мы принесем суду Божию и искренне попросим прошения и разрешения. Когда мы осознаем перед Богом свои немощи и раскаемся в них, Бог простит нам грехи наши. Тогда мы сможем неосужденно приблизиться к чаше Тела и Крови Христовых во оставление грехов и жизнь вечную. Так, братие, проявляется материнская забота Церкви о нашем возрождении.

Пора, братие, каждому из нас заглянуть в свою душу и проверить, готова ли она к встрече небесного гостя. Найдется ли в ней среди забот и земной суеты место для рождающегося Христа?

Заботу Церкви мы должны увенчать личным трудом. Тогда душа не останется бесчувственной, но проникнется светлой радостью Рождества. Тогда мы вместе со всей Церковью радостно встретим Его и воскликнем родшемуся Христу:"Готово сердце мое Боже, готово сердце мое".

1 января 1967г.

Вчера, братие, закончился 1966 год. Сегодня мы встречаем первый день 1967 года. Слава Богу, мы встречаем его молитвой. 1967 год наступил не сразу, когда-то был и 100-й год, и 10-й был, и первый год. Раньше первого тоже существовало время, тоже жили люди. У них была наука, искусство, культура. У них было и свое исчисление времени. Какое же исключительное событие остановило счет времени, положило предел истории древнего мира и сделалось началом нового исчисления времени, знаменуя для человечества наступление новой эпохи?

1967 лет назад совершилось действительно величайшее событие в человеческой истории. В маленьком иудейском городке Вифлееме родился Спаситель мира Господь наш Иисус Христос. Его рождение не было случайным событием. Древний мир ждал и искал Иисуса Христа. Его ожидали не только иудеи, хранившие веру в истинного Бога и древние обетования. Его ожидал весь языческий мир.

Язычники не знали истинного Бога. Они обожествляли природу и поклонялись сотворенному вместо Творца. Но в них сохранился образ Божий. Их совесть, разум и жажда чистой и святой жизни рождали в них чувство духовной неудовлетворенности, религиозных и нравственных исканий. Сочинения философов, ученых и поэтов, сохранили до наших дней свидетельство, что языческий мир ожидал пришествия Иисуса Христа.

В сочинениях древнего поэта Виргилия есть место, где он воспевает рождение необыкновенного младенца. Он указывает год рождения этого младенца и связывает его с началом "золотого" века. Правда, Виргилий ошибся годом рождения младенца на 50 лет, в его описаниях "золотого" века слишком много языческих представлений. Однако, самый смысл рождения младенца он видит в исцелении человечества от греха и его последствий:"Под твоим покровом изгладится всякий след нашего преступления и земля освободится от вечных тревог". Общечеловеческое предание обращало взоры язычников к Востоку. Древние историки Тацит, Светоний и Иосиф Флавий указывают, что Владыка придет из Иудеи.

Евангелие свидетельствует ожидание Спасителя в языческом мире. Согласно Евангелию, древние мудрецы Востока - волхвы, пришли из далеких стран поклониться Христу. Древние книги поведали им обетование Божие, а в ночь рождения Иисуса Христа они "увидели ларлс1ц Его на Востоке". Эта звезда привела их в Вифлеем. Язычники ожидали пришествия Сына Божия, и ожидания их не были напрасны. Всякии ищущий Бога встречается с Ним. У нас с вами, братие, тоже есть путеводная звезда, которая никогда не погаснет. Она призывно мерцает нам и в горе, и в радости. Это имя Иисуса Христа. Много имен знала и позабыла человеческая история. Среди них есть имена, за которые люди умирали. Но есть только одно имя, которому поклонялись, поклоняются и будут поклоняться. Это имя никогда не забудется оттого, что записано оно не столько в истории, сколько в каждом живом человеческом сердце.

Окончание Рождественского поста.

Вот, братие, и закончился Рождественский пост. Наступающая неделя подобна страстной седмцце. Те же трипеснцы, великие часы, сочельник. Святая Церковь привела нас к Рождеству Христову. О многих препятствиях и ошибках духовной жизни предостерегал нас Господь в Воскресных Евангельских чтениях за прошедший пост.

Сегодня Господь снова предостерегает нас от одного препятствия. Это немаловажное препятствие. Оно может лишить всех плодов нашу духовную жизнь.

"Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие". Лицемерие - одна из форм лжи. Человек знает, каким он должен стать. Он хочет быть таким, но чтобы преобразить свое сердце надо потрудиться. "Без труда - не вытянешь и рыбку из пруда". Человек идет легким путем. Он прячет свое подлинное лицо и начинает играть чужую роль, как актер на сцене. Подлинный человек исчезает под принятой маской. Сперва исчезает для других людей, а потом и для себя самого, так, что уже сам не может различить, когда ведет себя искренне, а когда лжет. Враги Господа Иисуса Христа часто приближались к Нему в маске Его почитателей: "Учитель, мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, и не смотришь ни на какое яйцо, но истинно пути Божию учишь. Можно ли давать подать Кесарю?" Может быть, фарисеи спрашивали, желая правильно поступить? Нет, Евангелие говорит, что фарисеи спрашивали, "желая уловить Его в слове". Зная их лицемерие, Господь сказал: "Что искушаете Меня?" Вот, что такое лицемерие. Подходят вроде бы с доброй целью - спросить. Это маска. На деле они "хотят уловить Его в слове, чтобы погубить". Однажды Господь исцелил в субботу женщину, скорченную немощью 18 лет. Она выпрямилась и славила Бога, а фарисеи возмущались исцелением, совершенным в субботу, когда по закону Моисееву нельзя было совершать никакую работу. Господь ответил им: "Лицемеры, не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла в субботу и не ведет ли поить? Эту дочь Авраамову, которую связал Сатана вот уже 18 лет, не надлежало ли освободить от уз в этот день?". И стыдились все противящиеся Ему. Вот, что такое лицемерие. Фарисеи делают вид, что пекутся о законе Моисеевом, а на деле завидуют Христу. Помните, Ирод, призвав волхвов, выведал у них время появления звезды и сказал: "Идите, тщательно все разведайте о Младенце и тогда придите и расскажите мне, чтобы и я мог пойти поклониться Ему". Вот, что такое лицемерие. Ирод желал умертвить Христа, а на словах обещает "Пойти поклониться Ему". А поцелуй Иуды? Вот, "подвиг" лицемерия, запечатленный навсегда. От любви ли ко Христу целует Его Иуда? Он предает Господа на смерть своим поцелуем. А мы, братие, подвержены этому греху? Пожалуй, нет другого такого греха, которому был бы подвержен так человек, как лицемерию. Ни один человек не может сказать о себе: "Я не лицемер". Мы лицемерим перед людьми, перед самим собой, перед Богом.

Последний вид лицемерия называют ханжеством. Это глубокое духовное заблуждение, от которого нелегко излечиться. Мы лицемерим, когда крестимся и кланяемся по привычке, а на сердце у нас пусто. Мы лицемерим, когда высказываем чувства, которых на деле у нас нет. Мы лицемерим, когда осуждаем человека за грех, которому подвержены сами. Мы лицемерим, когда говорим. "Я, конечно, не осуждаю, я только рассуждаю о его поступке". Мы лицемерим, когда в глаза человеку говорим одно, а думаем другое. Мы лицемерим, когда улыбаемся человеку, не чувствуя к нему расположения.

Но постойте. А как же вежливость? Может быть, тоже лицемерие? Ведь вежливый человек никогда не обидит другого, даже если этот другой ему неприятен. Вежливому человеку не хотелось бы встречаться и беседовать с ним... Но он принуждает себя ничем не задеть, не обидеть другого, приятен он ему или неприятен. Что же это? Неужели лицемерие? Вежливость, братие, также, впрочем, как и грубость, только форма, в которой человек выражает свои чувства. Форма сама по себе не может быть искренней или лицемерной. Лицемерие возникает из несоответствия моего духовного устроения избранной форме выражения. Если человек заквашивает свое отношение к людям на фарисействе, т.е. прячет за внешней вежливостью безразличное или неприязненное отношение к людям, он лицемерит. Если угождает людям из чувства выгоды, он лицемерит.

"Мне завещал отец, во-первых, угождать
Всем людям без изъятья:
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге, который чистит платье,
Швейцару, дворнику, для иэбежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была..."

Это и есть лицемерное угодничество ради личной выгоды, за которым скрывается безразличное отношение к людям. Еще отвратительней, когда человек из корыстных или тщеславных побуждений разыгрывает из себя борца за истину:
"И горько сознавать, что об руку с тобой Кричит об истине, ломаясь пред толпой, Прикрытый маскою продажный фарисей". Но бывает и иначе. Человек трудится над очищением своего сердца, над преображением своего сердца. Оно еще не очищено и не преображено. Но с чего-то надо начинать. И вот прежде, чем обуздать свое сердце, человек обуздывает себя во внешних поступках, в словах. Испытывая плохие чувства, он сдерживает их, подавляет, не дает им вылиться наружу. Обуздывает и язык, и руки. Плохо ли это? Лицемерие ли это? Нет, это борьба, это преодоление себя.

И если человек будет настойчив, то он не только внешне обуздает себя, но с помощью Божией преобразит и свое сердце. Вежливость, как и грубость, - только формы отношения к людям. Вежливость может выродиться в лицемерие и угодничество, а может быть наполнена здоровым уважением к другой человеческой личности и внутренней борьбой за преображение своего сердца.

Так не нужно грубость путать с искренностью. Грубость может быть даже очень лицемерной. Например, человек не хочет сдерживать свою злобу, раздражение, зависть и вот, обращается к другому человеку с такой фразой: "Я за глаза говорить не люблю. Я человек прямой и думаю про тебя то-то и то-то". Это лицемерие. Фразами о прямоте и искренности прикрываются раздражение и зависть. И откуда только напридумывали люди столько обтекаемых слов. Гордость называют чувством собственного достоинства, лукавство и лицемерие -гибкостью, вздорный характер - принципиальностью. Наглость и хамство - смелостью.

Приглядимся, братие, внимательно к себе. Не относятся ли к нам слова Христа: "Приближаются ко Мне люди сии устами своими. Языком чтут Меня. Сердце же их далеко отстоит от Мене. Но всуе чтут Меня." Мы приближаемся к Рождеству Христову. Этот светлый праздник связан для нас с каникулами, с праздничной елкой, с подарками. В этот день мы оденем праздничные одежды, священники нарядятся в блестящие ризы... Но сердце наше! Будет ли оно таким же свет-лым, как наши одежды? Вот, о чем надо задуматься, готовясь встретить Рождество Христово. Чтобы приблизиться ко Христу не с лукавым поцелуем Иуды на устах, но с живым и любящим сердцем. "Бог Господь, и явися нам". Аминь.

Неделя перед Рождеством Христовым.

Нынешнее воскресенье, братие, называется неделя перед Рождеством Христовым. А еще называется неделя святых отец. Вы только что слышали, как Евангелие называло имена предков Христа Спасителя. Из них самые близкие Господу - Дева Мария и праведный Иосиф. Я хочу обратить ваше внимание на одну черту духовного облика общего всем предкам Господа. Об этой черте сегодня говорит и святое Евангелие и Апостол. Эта черта, братие, доверие. Иосиф узнает, что обрученная ему невеста, к которой он не прикоснулся, понесла дитя во чреве. Он хотел отпустить ее тайно, будучи человеком добрым. Но Ангел явился во сне и сказал ему: "Иосиф! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго" Легко ли было этому поверить? Иосиф совершил подвиг веры. Поверил Богу, поверил жене своей, принял Ее и не знал Ее.

Вот, древнейший из всех предков - Авраам. Он живет мирно в доме отца своего в довольствии и сытости. Но Бог позвал его и сказал: "Оставь дом отца своего и иди в землю, которую я укажу тебе". И Авраам пошел. "Авраам поверил Богу и вменилось ему в правду". Эти слова можно сказать обо всех, чьи имена назвало сегодня Евангелие. А если мы посмотрим шире, не только на близких Христу Спасителю по плоти, но и по духу, посмотрим на праведников, увидим в их духовном облике ту же черту. Доверие Богу. Доверие образу Божию - человеку. Многие возразят: "Разве можно быть доверчивым к людям? Люди часто обманывают доверие друг друга". Да, обманывают. Святые знали о власти греха над человеческим сердцем лучше, чем знаем мы с вами. И все-таки, выбирали доверие. Потому что доверие - это духовная сила, способная преодолеть грех и возродить грешника.

Посмотрим, как Христос относился к Иуде. Он знал, что Иуда -вор. Знал, что Иуда предаст Его. Но не прогнал его до конца. До самого последнего мгновения, до поцелуя ждал Господь покаяния. "Сын Человеческий идет как написано о Нем. Горе же человеку тому, им же предается Сын Человеческий". Доверие связывает душу человека страшной ответственностью. Не всякий решится обмануть доверие. Обмануть доверие значит предать. Кто такой предатель? Тот, кто обманул доверие другого. На это способны немногие, и страшен их конец. Но жить без доверия еще страшнее. Не доверять - значит в каждом человеке вместо образа Божия видеть предателя. Это еще ужаснее. Так нельзя жить.

Доверие является основой всех взаимоотношений. Это дверь в сердце. Когда она открыта – только тогда и начинаются взаимоотношения. Когда она затворяется - рвутся и взаимоотношения. С доверия начинается любой авторитет. Мать авторитетна для ребенка не в силу своего образование или ума, а в силу доверия ребенка к матери. Сердце матери отворено для ребенка, и сердце ребенка отворяется для матери. С доверия начинается дружба. С доверия на-чинается любовь. С доверия начинается духовная жизнь. Жизнь в приходе тоже основана на доверии. Какими должны быть отношения между верующими и пастырем? Вечным примером Пастыря для нас является Господь Иисус Христос. Вот, и посмотрим, чего требовал Он от Своих овец? Он требовал полного доверия к Себе: "Веруйте в Бога и в Меня веруйте"(Иоанн 14.1) "0вцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, перед ними ходит, а овцы за ним идут, потому что знают голос его "(Иоанн 10,3-4). Доверие было условием всех чудес и проповеди Христа Спасителя: "Верите ли, что Я могу это сделать?" (Мф.9,28).

Вот, приходит кровоточивая прикоснуться к ризам Его и исцеляется. Господь говорит ей: "Дерзай, дочь, вера твоя спасла тебя". (Мр.5,51)

Вот приводит отец бесноватого сына и молит Христа-Спасителя: Если что можешь, сжалься над нами и помоги нам". "Если сколько-нибудь можешь веровать, то все возможно верующему" - ответил Господь. «Верую, Господи! помоги моему неверию» - со слезами воскликнул отец отрока (Мр.15,28).

Вот, Иаиру сообщают, что дочь его умерла. "Не бойся, - ободряет его Господь, -только веруй!" (Мр.5,36). Вот, хананеянка просит об исцелении больной дочери. Испытав веру ее. Господь восклицает: "О, женщина, велика вера твоя. Да будет тебе по желанию твоему" (Мф.15,28). И слепцу исцеленному говорит: "Иди, вера твоя спасла тебя" (Мр.10,52). Объясняя смысл своих притч ученикам, он говорит: "Вам дано знать тайны Царствия Божия". А им не дано! Каждый раз условием общения с Ним, чудес и проповеди Христос указывает веру в Него. И наоборот, отказ от общения объясняет отсутствием доверия. Пилат спрашивает Его. Христос молчит. Фарисеи просят знамения с неба. Но Он знает, что никакое знамение не заставит поверить того, у кого сердце замкнуто от Него недоверием. Он, глубоко вздохнув, сказал: "Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет и знамение не дастся роду сему" (Мр.8,11-12).

Когда Господь исцелил бесноватого, жители Гадаринской страны испугались и просили Его уйти из их пределов. Вот, какой может быть реакция на чудо. И Он ушел.

Называли Его Вельзевулом, т.е. Сатаной. Называли Его лжецом, обманывающим народ. Называли Его нарушителем закона и обычаев. Господь определяет такое отношение к Себе словами "Вы не от овец Моих". Евангелист замечает, что Господь не мог творить чудес, где Ему не верили. Когда пришел Он в родной город, и там соблазнялись о Нем, не мог там совершить никаких чудес. Другой евангелист замечает: "Не совершил там никакого чуда за неверие их". Помните, как Господь прощался с Иерусалимом? "Иерусалим, Иерусалим! Сколько раз Я хотел собрать детей твоих, как орел собирает птенцов под свои крылья, и ем не захотели. Вот остается вам дом ваш пуст". Посылая апостолов на проповедь, господь и им заповедует: "Идите проповедуйте Евангелие всей твари. Если кто не примет вас, отрясите прах от ног ваших во свидетельство на них. Истинно говорю вам: Отрадней будет Содому и Гоморре в день судный, нежели, городу тому" (Мр.6,11).

Апостол Павел проповедывал во многих городах. В одних его принимали с радостью. В других били, изгоняли, сажали в темницу, побивали камнями... так по-разному могут складываться отношения между пастырем и овцами. Овцы могут принять пастыря, могут отвергнуть. Но только доверие к пастырю дает ему возможность принять паству в свою душу. Если же пастырь не встречает доверия, он не может ни служить ни проповедывать. Неверие связывает его духовное творчество.

С древнейших времен одни люди ищут в духовной жизни контактов с Богом и с пастырем. Другие - "искаху свидетельства на Иисуса, да Его погубят". Неверие всегда ищет как можно прочнее обосновать свое духовное бесплодие. Подвести под него бетонный фундамент. Оправдать сердечную черствость объективными аргументами.

"Пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет. И говорите: В нем бес. Пришел Сын Человеческий: ест и пьет, и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам"(Лк.7,33).

Люди находили веские аргументы отказать в доверии Иоанну Крестителю, Христу-Спасителю, Его апостолам и всем последующим пастырям, посланным от Бога. Они всегда указывали на их грехи и немощи. Сам Бог для них не свят. Они и сегодня находят тысячи причин не доверять пастырям, поставленным от Бога. По-прежнему указывают на их недостатки. По-прежнему ищут аргументы своему неверию. Действительные и мнимые. Но почему же неверие так жадно к доводам и аргументам? Его мучит самолюбие. Ни другим, ни себе не хочет сознаться оно в своем духовном скопчестве.

А вере и доверию не нужны доказательства. Это творческий порыв любви. Это песня живого сердца, чуткого и самоотверженного. Любящее сердце -единственная основа всякой искренней веры. Вера -свидетельство живого сердца, способного к духовно ной жизни. Потому и дает Господь такое великое обетование верующим: "По вере вашей да будет вам". Аминь.

Рождество Христово

Христос рождается - славите,
Христос с небес - срящите,
Христос на земли - возноситеся,
Пойте Господеви вся земля
И с веселием воспойте, людие,
Яко прославися! (Канон Рождества)

Церковь зовет нас встречать Христа-Спасителя, рождающегося на земле "нас ради человек и нашего ради спасения". Радость и удивление сопутствуют рождению каждого ребенка. Рождение - всегда радость и чудо. Обычно рождению радуется узкий круг родных и близких. Но сегодня Церковь призывает радоваться всю Землю. Послушаемся ее, приникнем сердцем и устремимся мыслью к событию Рождества Христова.

Евангелие с трогательной безыскусностью описывает Рождество. По велению кесаря каждый житель страны отправился в свой город для переписи. Из далекого Назарета пришел в Вифлеем Иосиф с обрученной ему Марией, которая ожидала ребенка. Наступило время родить. Но не нашлось для них места в гостинице. Мария родила сына, спеленала его и положила в ясли. Вол и осел стояли у яслей и согревали дитя своим дыханием.

Первыми проповедали Рождество Христово ангелы. Ночью пастухи стерегли стадо. Вдруг явился им ангел. Пастухи испугались. Но ангел сказал: "Не бойтесь, Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям. Нине родился вам в городе Давидовом Спаситель, историй есть Христос Господь. И вот вам знак: ем найдете Младенца, лежащим в яслях'.'

"И внезапно явилось многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:"Слава в вишних Богу и на земли мир, в человецех благоволение".

Другим проповедником Рождества стала рождественская звезда. Она загорелась на небе в день Рождества, и мудрецы с далекого Востока снарядили караван, чтобы поклониться рожденному Царю, и принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

Рождество Христово не было случайным событием. Оно было обещано еще Адаму и Еве в раю: "Семя жени сотрет главу змия", с тех пор древние праведники жили и умирали с верой в грядущее рождение Христа-Спасителя. Из поколения в поколение, из уст в уста передавали они таинственные пророчества о Христе. Это была самая сокровенная и радостная тайна их жизни. Пророчества эти сохранились в Библии. Каждый год за Рождественским богослужением эти пророчества читают в храме. Господь Христос постоянно ссылается на эти пророчества, убеждая иудеев: "Исследуйте Писания, ибо ей в них надеетесь иметь жизнь вечную. Те свидетельствуют о Мне"

Приведу здесь несколько пророчеств о времени, месте и обстоятельствах Рождества Христова. Пророк Исаия говорит о рождении Христа от Девы: "Се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Эммануил". Вот, пророчество Книги чисел о времени и месте рождения Христа: "Вижу Его, но ныне еще нет. Зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля". Пророк Михей пророчествует о рождении Христа в Вифлееме: "И ты, Вифлеем, земля Иудова ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет вождь, который упасет народ мой, Израиля". Удивительно точно определяет время рождения Христа пророк Даниил: "Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины. И возвратится народ и обстроятся улиц» и стен», но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет Христос, и не будет, а город и святилище будут разрушен». И утвердит завет для многих одна седьмина, а в половине седьмини прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения." Псалом 71 говорит о поклонении волхвов: "Цари Фарсиса и островов поднесут Ему дань, цари Аравии и Сава принесут дары". То же говорит Исаия: "Все они из Сави придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господню".

Сегодня праздничная радость Рождества наполняет наши сердца. Мы рады, что исполнились пророчества о рождении Богомладенца Христа. С Рождества Христова началась новая эра - христианская эра. В современной науке вся человеческая история делится событием Рождества на две эпохи: до Рождества Христова - и после Рождества Христова. Рождество стало центральной точкой отсчета времени, началом временных координат. И в будущее, и в прошлое отсчет лет возрастает по направлению - от Рождества к началу времен, и -от Рождества к концу времен. Концы и начала остаются сокрытыми для нас в глубине веков, а Рождество Христово - наше вечное настоящее. Это центр человеческой истории, нулевая точка во времени, вечный корень истории, из которого растут обе исторические ветви - прошлое и будущее. Воплощение Сына Божия, как-бы переломило время, перегнуло человеческую историю и сложило ее пополам, сделав симметричным прошлое и будущее. Одна половина времени отразилась в другой. Как в зеркале, события нового времени отражены в пророчествах древних времен. Эта отраженность будущего в прошлом сохранится до конца истории. Богу ведом ход времени. Он не таит его и от нас, открывая в живых образах древних пророчеств Апокалипсиса.

Вот, откуда становится понятной вселенская радость Рождества. Ожидаемое совершилось и наполнило человеческую историю смыслом. «Рождество Твое, Христе Боже наш, Воссия мирови сеет разума!»

Без Христа казалось, что человеческая история идет "из неоткуда в никуда". Она не имела ни начала, ни конца, ни смысла. Пока у истории не было мистического центра, она воспринималась не как история, а как сцепление случайных событии, явлений, фактов, т.е. как хаос, как бессмыслица. Рождество Христово связало воедино начала и концы времен, и озарило их светом Разума. Человеческая история обнаружила сдою укорененность в вечности. Теперь мы знаем, что история имеет смысл. Имеет смысл и каждая человеческая судьба. Бог воплотился ради каждого из нас. Ради каждого из нас Бог связал человеческой судьбой Себя Самого. Воплощение Сына Божия открывает бесконечную ценность каждой человеческой судьбы. Время пересеклось с вечностью, человеческая история пересеклась с Царством Божиим через рождение Христа. Царство Божие и человеческая история не чужды друг другу. Мы не чужие Богу. Через воплощение Сына Божия мы соделались Богу своими: "Мы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу" - говорит ап. Павел. И мы дерзновенно свидетельствуем, что с нами - Бог!

Да, с нами Бог! Не там в шатре лазурном,
Не за пределами бесчисленных миров.
Не в злом огне, и не в дыханьи бурном,
И не в уснувшей памяти веков.
Он здесь, теперь средь суеты случайной,
В потоке мутном жизненных тревог.
Владеешь ты всерадостною тайной:
Бессильно зло. Мы вечны. С нами Бог!



С Рождеством.

Христос рождается - славите,
Христос с небес - срящите,
Христос на земли - возноситеся,
Пойте Господеви, вся земля!

Пусть свет Рождественской звезды войдет в Ваш дом. Тогда задачи нашей временной жизни, наши человеческие желания и надежды озарятся вечным смыслом.

Бог сошел на землю, чтобы человека возвести на небо.

Бог воплотился, чтобы человек обожился.

Бог стал подобным нам, человеком, чтобы человек стал подобным Богу.

Пусть наши земные радости - такие хрупкие и временные - восполнятся надеждой вечного пребывания с Богом.

Пусть наши скорби и печали - самые острые и мучительные - не приведут нас в малодушие и уныние.

Они пройдут. Пройдут, как все проходит на земле, когда человек способен к терпению и верности. В душе христианина нет места унынию, ибо мы знаем, что С НАМИ БОГ !

Свящ. Павел Адельгейм. Псковская епархия.