Проповедь о Кресте

Мы стоим перед гробом. В нём положено истерзанное, израненное Тело, снятое с Креста. Перед нашей совестью встаёт вопрос: почему так состоялась в нашем мире судьба Проповедника любви и прощения, сочувствия и милости?  Христос не только учил о сострадании и самоотречении. Он исполнил своё учение, принеся Себя Самого в жертву своей любви. Почему же Он вызвал смертельную ненависть, то есть ненависть, приведшую Его к смерти? Как могут любовь и забота вызвать в ответ ненависть вместо взаимности и благодарности?

Христос спрашивал архиереев и фарисеев: «Кто из вас обличит Меня в неправде?»(Ин.8,49).

Разбойник на кресте свидетельствовал о Нём: «Сей ни единого зла не сотворил»(Ин.23,41).

 Жена Пилата послала сказать: «Не делай ничего Праведнику тому»(Мф.27,19).

Пилат сказал о Нём: «невиновен я в крови Праведника сего» (Мф.27, 24).

Иуда сказал: «согрешил я, предав кровь неповинную»(Мф.27,4).

Кто и почему Его распяли?

1.  Очевиден конфликт Христа с архиереями, фарисеями, книжниками. Евангелист говорит: «предали Его из зависти»(Мф.27,18). Однако, они объясняют свой поступок необходимостью. Когда Христос воскресил из мёртвых Лазаря,   «архиереи и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него; и придут римляне и овладеют местом нашим и народом. Один из них, некто Каиафа, будучи на тот год архиереем, сказал: лучше нам, что бы один человек умер за людей, нежели весь народ погиб. С этого дня положили убить Его» (Ин.11, 47-53).

Итак, Каиафа предложил  распять не за вину, а из целесообразности, из политической предусмотрительности. Позади этого мотива стоит зависть. Христос называл их лицемерами.

 2. Иуда предал Христа, но не хотел Его смерти: «увидев, что Христос осуждён, иуда раскаялся и возвратил тридцать сребренников архиереям и старейшинам и удавился» (Мф.27,3). Сребролюбие привело к предательству. Церковная песнь называет этот грех «окаянством иудиным».

3. Пилат «знал, что предали Его из зависти»* и «хотел отпустить»(Ин.19, 12). Он «вышел к иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нём» и предложил отпустить Его ради праздника Пасхи (Ин.18,38-39).  Иудеи же кричали: «Если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царём, противник кесарю» (Ин.19, 12).  Высокопоставленный чиновник испугался политического обвинения. Он не хотел жертвовать своей карьерой и благополучием, а может быть, и головой: «видя, что смятение увеличивается, Пилат взял воду, умыл руки перед народом и сказал: невиновен я в крови Праведника сего». Церковная песнь говорит: «Пилат руки свои умы, сердце же оскверни».

4. Народ требовал: «да будет распят! Правитель спросил: какое зло Он сделал? Но они ещё сильнее кричали: да будет распят!» Три дня назад они кричали: «Осанна Сыну Давидову!» Теперь они требуют Его смерти, а когда Христос умер,поколебалась земля, наступила тьма, завеса церковная разорвалась надвое, «весь народ, сошедшийся на позор сей, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь» (Лк.23, 48).

5. Воины бичевали его и распяли, выполняя приказ. А ещё они развлекались глумясь над Ним.: надели терновый венец, багряницу, трость вместо царского скипетра, кланялись Ему и били.

Всех участников трагедии можно понять. Тем более, что эта типичная история повторяется от Адама до наших дней. Никто не хочет взять на себя ответственность за сознательный выбор, сваливая друг на друга вину.

Наступает время вынести приговор, и Пилат «умывает руки».

Воины говорят: мы выполнили приказ, обезвредили бродягу, производившего беспорядки.

Толпа кричит : «распни Его», потому что её научили архиереи, авторитетные  вожди. Народ приучен слушаться. Они кричат «по послушанию».

И сами вожди убедили друг друга, что «Он- злодей, и развращает народ, богохульствует, называя Себя Сыном Божиим».       

Каждый имел оправдание, был по-своему прав, а все вместе распяли Христа, Который «ни единого зла сотвори». Всех участников распятия объединяет грех. И мы, отдалённые потомки осознаём себя соучастниками злодейства, ибо мы грешники.

Это первый смысл Креста: суд над миром, который «весь во зле лежит» (1 Ин.5,19).

 Второй смысл: мой Крест-мой выбор!  Все стояли в ту ночь перед выбором: Пилат, воины, вожди и каждый человек в толпе. Выбор каждый делает сам. Каждый был свободен поступить иначе.

«Кто хочет по Мне идти, пусть возьмёт крест свой». Взять крест означает не только терпеть тяготы жизни. Прежде всего. это означает поступать по совести.

И сегодня подвергается преследованиям невиновный человек. Чиновники поступают «по закону», «маленькие люди» поступают «по послушанию», воины соблюдают дисциплину, выполняя приказ во имя порядка, на благо всех. По-прежнему, пилаты умывают руки, воины исполняют долг, вожди спасают народ, а множество людей подобострастно улюлюкают или молча смотрят на торжество зла.

Поклоняясь  Кресту, вспомним, что это наш выбор. «На суд пришёл Я в мир сей»- говорит Христос. Перед этим судом стоит каждый из нас.

Свящ. Павел Адельгейм. Псковская епархия.