Богородичные проповеди

Рождество Богородицы

Сегодня светлый и радостный праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Рождение ребенка всегда приносит радость. Радуются родители. Радуются родственники и друзья. Начинается новая жизнь. Зажигаются новые надежды. Рождество Божией Матери принесло радость не одной семье, а всей Вселенной. Так и говорит тропарь нынешнего праздника: "Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей Вселенной". На заре человеческой истории, когда произошла катастрофа грехопадения и человек разлучился с Богом, Бог оставил ему надежду, чтобы человек не впал в уныние и отчаяние. Бог обещал, что некогда "Семя жени сотрет главу змия". Это обещание хранилось из рода в род. Из поколения в поколение ожидал человеческий род рождества Богоматери. О Ней говорили патриархи и пророки. В священных книгах Библии мы находим множество прообразов Богоматери. В богородичные праздники читаются паремии - чтение из ветхозаветных книг. Читают о лестнице, которую видел Иаков. Лестница эта достигала неба, и ангелы всходили и нисходили по ней. В этой лестнице, соединившей землю с небом, церковное сознание видит Богоматерь. В другой паремии говорится о затворенных вратах, сквозь которые никто не пройдет, кроме Христа Спасителя. И они останутся затворенными. В образе затворенных врат церковное сознание видит Богоматерь. В третьей паремии говорится о Премудрости, которая создала себе дом. Премудрость Сын Божий, а дом Премудрости - Пресвятая Богородица. Почему же таким долгим было ожидание Богоматери на земле? Проходили века, поколения сменялись поколениями. Великое множество женщин рождалось на земле. Но среди них не было достойной стать Богоматерью. Пресвятая Дева Мария стала той единственной, Которая оказалась достойной вместить Божественную жизнь. Потому и "рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей Вселенной". Какая же черта Девы Марии соделала Ее достойной стать Матерью Бога? Св.Евангелие указывает две таких черты. На Благовещение Архангела Дева Мария ответила:"Се раба Господня". Разрыв между Богом и человеком в том и заключался, что человек захотел жить сам по себе, творить свою волю. Каждый грешник ищет осуществить свою судьбу по собственной воле. На первом месте у него стоят свои желания. Что разделяет между собой людей? Различие желаний приводит к столкновению интересов. Возникает вражда. Чтобы жить в мире с людьми, нужно ограничивать свои желания нуждами других людей. Это требует аскетизма -обуздывать свои желания, ограничивать свою волю. В отношениях человека с Богом приходится не только обуздывать свою волю, но полностью отсекать ее. Искать воли Божией. Жить по воле Божией означает жить в неразрывном внутреннем единении с Богом. Матерь Божия сумела подчинить свою волю Божественной воле. Она научилась хотеть того, чего хочет Бог. Поэтому Она могла сказать о себе:"Се раба Господня". Раб тот, кто отрекся от своей воли, покорил себя воле другого. Матерь Божия стала истинной рабой Божией: Она знала волю Божию и творила ее.

Вторую черту Богоматери указывает Она Сама в нынешнем Евангельском чтении. В беседе со Своей сестрой Елизаветой, Богоматерь так определила причину Своего избранничества:"Яко призре на смирение раба Своея". Однажды Она читала в священных книгах о Деве, Которая родит Спасителя мира, и захотела в душе быть последней служанкой в доме этой Девы. Две черты отличают Богоматерь: глубокая преданность воле Божией и смирение . Эти две добродетели открывают каждому человеку путь к Царству Божию. И сегодня Церковь призывает нас последовать Богоматери: не думать о себе высоко и предать себя и судьбу свою в руки Промысла Божия.

Аминь, 1987г.

Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Сегодня, братие, весь православный мир почитает вход во храм пресвятой Богородицы. И мы с вами вместе со всеми православными христианами на земле поем Владычице митра-."Пречистый хром Спасов, многоценный Чертог и Дево, священное сокровище славы Божией". Так сбывается пророчество матери Божией, которое вы слышали вчера за всенощным бдением. Евангелист Лука рассказывал о том, как Матерь Божия посетила праведную Елизавету. При этом посещении Матерь Божия произнесла удивительное пророчество:"Отнине ублажат Мя вси роди". Это пророчество сбывается на наших глазах из века в век вот уже второе тысячелетие. Ее действительно ублажают все народы земли из поколения в поколение.

Такова слава Богоматери. Небо Ее духовной жизни. С чего же начинался Ее духовный путь? В какую почву упало семя? В каком краю возрастала Купина Неопалимая, вынашивая дивные плоды Свои? На все эти вопросы и отвечает празднуемое ныне событие. Сегодня святая Церковь обращает наше внимание к порогу духовной жизни Пресвятой Девы.

Духовная жизнь Богоматери началась введением Ее во храм. В храме созидала Матерь Божия душу и тело Свои в "Пречистый Храм Спасов". Но если "Честнейшая херувим" нуждалась в храме, то для нас,грешных,храм имеет еще большее значение. Нередко приходится слышать от людей, живущих вне Церкви, вопрос:"Разве недостаточно признавать Бога в уме? Неужели обязательно требуется ходить в храм, поститься, причащаться, класть поклоны?"

Этот вопрос требует уточнения: Для КОГО обязательно или не обязательно? Для православного христианина, ДА, обязательно. Но ведь духовная жизнь возможна и вне Церкви. Молятся Богу магометане. Молятся Богу индусы. И, если человек, далекий ото всякой религии, обратится к Богу со словами: Господи, помоги мне! - то Бог не только услышит, но и поможет.

Значит можно "держать Бога в уме", можно обращаться к Богу и вне церковных таинств и обрядов. Можно обращаться к Богу вне всякой религии. Это другой духовный путь, чуждый Православию. Конечно, человек может отказаться от храма и святых таинств, но он не может при этом считать себя православным христианином. Православие неразрывно связано с храмом. Богослужение, крещение, причащение, пост, поклоны, свечи, иконы - это элементы, из которых складывается православный опыт духовной жизни. Этот опыт выдержал испытание временем. Из века в век, вот уже два тысячелетия святые подвижники идут этим путем. И наследуют жизнь вечную. Кто отрекается от храма и святых таинств Церкви? Тот, кому православие чуждо. Кто не ищет и не хочет живого общения с Богом. Кто не стремится к религиозному опыту. Ему кажется, что духовная жизнь ограничена формальным признанием бытия Божия. Это разновидность духовной слепоты. Непонимание духовной жизни и человеческой души. А иногда и оправдание своей косности. Лень жить духовной жизнью. Лень молиться. Лень нести труды и подвиги во имя Божие.

Мы с вами, братие, православные христиане. Мы тесно связываем свою духовную жизнь с храмом. Где научиться христианину, как жить и спасаться?

Только в храме. Духовные книги редки. Многие не имеют Евангелия. Еще реже встречается Библия. Еще реже и недоступнее святоотеческие творения.

Здесь, в храме, богослужение и молитва согревают сердце. Слово Божие будит совесть и решимость к покаянию. Проповедь научает, как жить по-христиански. Матерь Божия начала свою духовную жизнь в храме. Кому, как не Ей, подражать в правильном устроении своей духовной жизни? За всенощным бдением многократно повторялось свидетельство Псалмопевца: "Приведутся Царю девы вслед Ея". Кто эти девы? Души человеческие, которые идут к Богу по стопам Богоматери. Все православные святые были исполнением этого пророчества. И если мы с вами, братие, будем возрастать в православном храме, освящаться святыми таинствами и окормляться церковным учением, то будем иметь правильное духовное устроение и по стопам Богоматери достигнем единственной цели духовной жизни - пребывания с Богом и Его святыми во веки.

Аминь. 1987г.

Покров Пресвятой Богородицы.

Покров Пресвятой Богородицы. Событие, которое мы сегодня празднуем, произошло 1000 лет назад, в Х веке в Константинополе. Сарацины терзали обветшавшую Византийскую империю. Наконец, осадили столицу -Константинополь. Ни император, ни народ не видели спасения от неминуемой гибели. Войска было немного. Запасов - тоже. Город был обречен. Когда земные надежды отцветут и осыпятся может вызреть последняя - на Бога. В ту ночь жители не спали. Во всех храмах Константинополя совершалось торжественное Богослужение. Совершалось оно и во Влахернском храме, где хранились омофор и пояс Пресвятой Богородицы. Всенощное бдение в те времена начиналось с вечера и продолжалось всю ночъ. Когда на Востоке вставала заря, священник приветствовал ее, славя Бога:"Слава Тебе, показавшему нам свет". У нас эти слова произносятся вечером, и потому смысл их не всем понятен. Среди молящихся во Влахернском храме находился Блаженный Андрей с учеником Епифанием. И вот среди ночи открылись духовные очи блаженного Андрея, и он увидел, как от западных дверей идет через весь храм Пресвятая Богородица. Ее окружает сонм святых. Пресвятая Богородица прошла через храм и поднялась на солею. Там Она преклонила колени перед Царскими вратами и долго молилась. Потом вошла в алтарь, опустилась на колени перед Престолом и снова долго молилась. Затем Она вышла из алтаря на солею, сняла со Своей головы блистающий молниями покров и подняла его на руках над всем народом. Святой Андрей повернулся к Епифанию: "Видишь ли ты Царицу мира?" Епифаний ответил:"Вижу, отче, и ужасаюсь". Блаженный Андрей и Епифаний видели Богоматерь духовными очами, а весь народ сердцем чувствовал Ее незримое присутствие. Жители Константинополя поняли, что Матерь Божия приняла их город под Свой покров. На следующий день произошло сражение. Сарацины сняли осаду и ушли. Город сохранился еще на несколько столетий. Тысячу лет празднует Церковь это событие. Оно свидетельствует силу молитвы. Молитва Церкви действенна. Духовно одичавший народ в наше время не различает духов. Для многих духовная жизнь не имеет полюсов добра и зла. Им кажется, что всякая духовная жизнь хороша. Уж если духовная, то поинтенсивней. Но духовная жизнь требует трезвости и рассуждения. Ошибки в духовной жизни страшнее, потому что могут привести к духовной гибели. Апостол Иоанн Богослов предостерегает: "Возлюбленнме/ Не всякому духу веро-те, но испативайте духов, от Бога ли они" (1Иоанн.4,1). Многие ищут духовности и святости вместо Церкви у "бабок" и колдунов. Обращение к простым людям, не имеющим священного чина, не плохо. Среди простецов можно найти подлинную духовность и святость. В Псковской земле известно множество благочестивых мирян и монахов, к молитвам которых обращались в беде: болящий Матфей, монах Корнилий, монахиня Екатерина и много других простецов. Они были угодники Божий. Они жили по воле Божией, подобно древним праведникам, блаженному Андрею и Епифанию. Их никто не спутает с "бабкой". Между ними принципиальное различие: они в Церкви, а Церковь всегда знает,"коею властию сия творит". Это власть и сила Святого духа. "Бабка" может не знать, какой силой она действует. Одна - никакой силой не действует, ибо не обладает силой и ничем помочь не может. Другая - может действовать темной силой. Современный человек не задумывается, от какой силы ожидает помощи. Ему важен результат. Но ценой такого результата может быть погибель души его. Иное дело - христианин. Его должен интересовать не успех дела, а исполнение воли Божией: "Не моя воля, но Твоя да будет"(Лк. 33,43). Христианин просит у Бога избавления от скорби, но не любой ценой. Отец Адриан из Печор об одном целителе от пьянства сказал:"От пьянства вылечит, а душу погубит". Современный человек не знает цены своей душе. Дьявол ищет контакта с человеческой душой, чтобы овладеть ею. Об этом много говорили святые подвижники. Дьявол ищет путей увлечь человека, обольстить и за земные блага купить бесценную человеческую душу. Немецкий поэт Гете написал целую поэму о том, как дьявол нашел контакт с человеком по имени Фауст и предложил ему сделку: купить его бессмертную душу ценой исполнения всех желаний в течение земной жизни. Будем молиться Матери Божией, чтобы Она не оставила нас впасть в уныние от скорбей, но поддержала в минуту искушений. Особенно будем молиться Ей, чтобы простерла над нами Свой Покров и защитила от приражений демонских и здесь, на земле, и в горький час мытарств за пределами земной жизни. 1986г.

Успение Пресвятой Богородицы.

"Ангелы успение Пречистыя зряше,
удивишася како Дева восходит от земли на небо".

В день успения Божией Матери собрались ко гробу ее апостолы. Они поют надгробные песни. Они охвачены скорбью. Это скорбь земли по отшедшей Деве.

Но небо ликует, принимая Ее в свои объятия. Господь, окруженный сонмом ангелов и святых, сходит ко гробу Матери, чтобы принять Ее святую душу. И небожители удивляются:"Како Дева восходит от земли на небо".

Это восхождение началось задолго до Успения Еще когда родители привели Ее в Иерусалимский храм посвятить Богу, трехлетняя отроковица, никем не поддерживаемая, поднялась сама на пятнадцать мраморных ступеней храма. Это были Ее первые шаги к небу. Двенадцать лет провела святая Дева в храме. В постоянной молитве, заботе об очищении сердца, чтении священного Писания.

Приидите все, кто трудится над очищением сердца, молится Богу и борется со своими страстями, и удивитесь: како Дева восходит от земли на небо!

Когда Пресвятой Деве исполнилось пятнадцать лет, Ее обручили старцу. Праведный Иосиф должен был принять Деву Марию в свой дом. Началась жизнь в Назарете среди домашних хлопот и забот. Пресвятая Дева стирала, убирала дом, стряпала обед, пряла. Но среди всех хлопот сподобилась явления архангела и благовестия. Такой глубокой внутренней жизнью Она жила.

Приидите все, кто несет бремя домашних хлопот и забот, и удивитесь: како Дева среди житейских невзгод и забот восходит от земли на небо!

Наконец, Она у креста Сына Своего. Смотрит, как вбивают в руки и ноги Его огромные гвозди. Она видит, как по лицу Его бежит кровь от венца и смешивается с предсмертным потом. Видит, как медленно умирает Он мучительной смертью. Смертельная бледность покрывает Его черты. Вот Он "преклони главу, испусти дух". Она видит все до конца и вынесла все до конца.

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

Огромно страдание. И ни звука, ни мысли отчаяния или ропота.

Приидите все скорбящие и удивитесь, как среди великих скорбей Дева восходит от земли на небо!

Этот удивительный путь заканчивается Успением. Уже и сокровище и сердце Девы на небе. И пречистое тело Богоматери, воскрешенное Спасителем, завершает дивный путь Ее восхождения.

Последуем и мы, братие, стопам Ее. Будем внимательно относиться к своей духовной жизни, заботиться об очищении сердца. Будем памятовать о Боге и молиться Ему и среди домашних хлопот и забот, и в минуты уединения. Будем без ропота нести свои скорби. Тогда Матерь Божия будет неотступно сопутствовать нам в земной жизни. И в час кончины оградит от темных ликов демонских, и Своей всесильной молитвою отворит нам Царство Божие.

Аминь.

Успение Пресвятой Богородицы. 2.

Вчера, братие, мы беседовали с вами об Успении Божией Матери. Когда апостолы собрались к одру Божией Матери, она заповедовала им:"В Гефсиманийстей веси погребите тело Мое". И, повинуясь Ее воле, апостолы погребли Ее тело, как заповедала Пресвятая Богородица, в том Гефсиманском саду, где до кровавого пота молился Отцу Сын и Бог Ее об искупительной чаше.

После честного Успения Матери Божией Апостолы подняли на руки тело Богоматери и отнесли к месту последнего упокоения в каменном гробе. И Церковь с удивлением вопрошает:"Камо идеши ныне Скиние Бога живаго?" Недоумевая, как могла умереть Матерь Жизни. "Из Тебе Жизнь воссия, ключи девства не рушивши, како убо пречистое и живоначалъ-ное тело Твое искушения смерти бистъ причастие?" Не напрасно удивление и не напрасен вопрос об Успении Божией Матери. Церковь не называет преставление Богородицы смертью, но успением, т.е. сном. Матерь Божия полагается во гробе не для истления, но лишь на три дня до воскресения. Прошло три дня со времени погребения, как из далекой Индии прибыл святой апостол Фома. Промыс-лительно он не поспел к погребению и умолил апостолов открыть гроб, чтобы он мог проститься с телом Матери Божией. Когда открыли гроб, тела Богоматери в нем не оказалось. Гроб был пуст. Тогда поняли апостолы, что Дева Мария переселилась в горний мир вместе с воскресшим и прославленным телом. И Сама Богоматерь явилась апостолам, обещая помощь и покров всем, призывающим Ее с верою. Это и наполняет наш праздник не скорбью, но радостью. С тех пор праздник Успения стал радостным событием для всех христиан. Когда Матерь Божия жила на земле. Она была доступна немногим. Только маленький круг избранников мог общаться с Ней и прибегать к Ее покровительству Когда же Она перешла в другой мир, стала Царицей неба и земли, вся Церковь, все человечество прибегают к Ее молитвам и покровительству: "Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая".

Аминь.

17 сентября. Неопалимая Купина

Сегодня мы собрались почтить образ Божией Матери, называемый "Неопалимая Купина". Название иконы связано с событием, о котором рассказывает библейская книга Исход. Моисей бежал из Египта от гнева фараона. Ему пришлось идти через пустыню. Странное явление привлекло его внимание. Он увидел куст, охваченный пламенем. Куст горел, но не сгорал. Моисей приблизился к загадочному кусту, и вдруг услышал из куста голос: "Моисей, сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором та стоишь, свято"(Исх. 3, 6). Из горящего куста с Моисеем говорил Бог. В этом таинственном кусте, по-славянски - купине, церковное сознание видит Матерь Божию, Которая вместила в Себя огонь Божества, но не опалилась этим огнем, а преобразила Свою человеческую природу в честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим и стала Матерью Христа Спасителя. Скудельный сосуд, вместивший целое небо! В Синайском монастыре с незапамятных времен хранится эта икона, и составлено особое чинопоследование, которое поется перед ней во время грозы.

В России икона "Неопалимая Купина" известна с 17 века. Она прославилась, как защитница от пожаров.Грозовые разряды часто были причиной пожаров в деревянных городах и селах с соломенными крышами. Во время пожара в Москве перед иконой служили молебны, а потом крестным ходом несли икону навстречу бушевавшей огненной стихии. Пожар ослабевал и постепенно прекращался. С тех пор православный народ во время огненных бедствий прибегает к помощи Божией Матери "Неопалимая Купина".

Еще более актуальный смысл приобретает икона в наши дни. Мы стоим перед угрозой огненной стихии, которая способна сжечь не дом, не город, а всю нашу Землю. В непримиримо разделившемся человечестве накопилось столько смертоносного оружия, что им можно испепелить всю планету Земля. Не человеческой мудростью, хитростью, дипломатией или силой все еще хранима Земля. Ангел удерживает страшную силу грядущего огня до времени. И перед иконой Божией Матери "Неопалимая Купина" мы молимся, чтобы Она и впредь не лишила нас Своего предстательства и заступничества перед Богом. Чтобы Бог своей властью и силой сохранил жизнь нашей Земли.

Когда человек умирает, над ним читают "отходную". Отходная - это канон Божией Матери. В нем мы просим для отходящего защиты от воздействия демонов, которые приступают к незащищенной более телом человеческой душе. Страшно влияние демонов на нашу душу во время земной жизни. Но здесь, на земле, душа облеченная телом защищена от непосредственного контакта с ними. С момента смерти душа совлекается тела и демоны обретают возможность явить нам свое страшное лицо. Все мы грешники и по грехам своим достойны пребывния с демонами, волю которых творим на земле. Мы достойны разделить и участь демонов в вечном пламени геены огненной. Мы читаем отходную, ибо Матерь Божия - надежда нашего избавления. Мы молимся перед образом "Неопалимой Купины" о избавлении от вечного огня геенского,"уготованного диаволу и ангелам его".

1987 г.

Празднование Казанской иконы Божией Матери. 4 ноября.

"Блаженно чрево, носившее Тя"- ублажила Матерь Божию неизвестная женщина. "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою"- ублажил Матерь Божию архангел Гавриил. "Благословенна Та в женах"- ублажила Матерь Божию праведная Елизавета. "Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим"- ублажает Матерь Божию святая Церковь. И мы с вами, братие, собрались сегодня почтить Матерь Божию в явлении Ее Казанского образа. Так сбывается пророческое слово Приснодевы: "Се бо отныне ублажат Мя вси роди".

Почему мы ублажаем Пресвятую Деву? Во-первых, ублажаем, "яко Спаса родила еси душ наших".

Во-вторых ублажаем за ее материнское о нас попечение. Древние патриархи ставили камни и жертвенники, выкапывали колодцы в память о посещениях Божиих. Вчера вечером вы слышали паремии о том, как Иаков видел во сне лестницу. Он устал в пути. Положил под голову камень и уснул. Видит сон. Высокая лестница достигает неба. Вверху её пребывает Сам Бог, по лестнице восходят и нисходят ангелы. Проснувшись, Иаков сказал:"Это не простое место. Это дом Божий. Это врата небесные." И поставил в том месте жертвенник из камней, и принес жертву Богу.

Почему, братие, эта паремия читается в день Казанской иконы и в другие Богородичные праздники? Потому что лестница, виденная Иаковом,-Матерь Божия, преклонившая Небо к земле. Акафист так и называет Ее:"Радуйся, Лествице, к небеси приводящая".^ память о явлении Богоматери Иаков соорудил жертвенник из камней и приносил на нем жертвы. И мы храним из года в год и прославляем Казанскую икону Божией Матери за явленное Ею заступление за землю русскую, за русский народ, за родное православие.

Это событие произошло в 1612 году. После смерти сыновей Ивана Грозного - Феодора и Димитрия прямых наследников Престола не осталось. Появился самозванец под именем царевича Димитрия. Борис Годунов умер. Польские войска помогли самозванцу сесть на Русский престол. Через непродолжительное время самозванца свергли. Царем стал боярин Василий Шуйский. Ненадолго. Свергли и его. Появился новый самозванец. Прозвали его на Руси Тушинским вором. Одни поддерживали его. Другие выступали за польского королевича Владислава. Польский король Сигизмунд потребовал Русский Престол для себя. Появился третий самозванец. Шведы захватили Новгород. Поляки взяли Смоленск. Бояре изменой впустили гетмана Жолкевского в Москву. А народ русский мрет с голоду. Потоптанные нивы. Сожженные леса. Разоренные деревни. Люди без крова. Поля не засеяны. Русская земля, напоенная кровью, изнемогает. И в это время, когда иссякли политические и социальные силы государства, пробудилось национальное и религиозное сознание русского народа. Патриарх Ермоген, заточенный в темницу, пишет воззвание к русскому народу. Зовет собрать ополчение и освободить Москву. Не покорился он, не изменил православию. До последнего вздоха стоял он за землю русскую. За нее принял от поляков и мученическую смерть. Троице-Сергиева лавра два года выдерживала осаду 60000 армии пана Лисовского и Сапеги.Защищали ее монахи. И было защитников едва 2000. Но не сдали твердыни Троицкой.А из монастыря шли воззвания келаря Авраамия Палицына и архимандрита Дионисия в русские города. И дошли эти письма до Новгорода. Соборный протопоп Савва прочел воззвание новгородскому люду. И загорелись русские сердца. "Не жалеть нам имения своего. Дворы продавать. Жен и детей закладывать. Ничего не жалеть и бить челом, кто вступится за землю Русскую и будет нам воеводою",- воскликнул новгородский гражданин Козьма Минин Сухорукий. И вот, князь Пожарский повел ополчение в Москву. Наступали морозы. Пригороды были сожжены. Армию негде ни накормить, ни обогреть. Неужели погибнет дело? Князь Пожарский привез под Москву Казанскую икону Божией Матери. Перед штурмом Китай-города все русское воинство молилось перед этой иконой.

Ночью в глубоком подземельи метался в жару и бреду тяжело больной старец - митрополит Арсений. В середине ночи он пришел в себя. Преодолевая сжигавший его жар, митрополит поднялся на колени и начал горячо молиться за землю Русскую. Вдруг яркий свет озарил камеру. Явился преп.Сергий Радонежский и сказал: "Арсений, ваши и наши молитвы услышал Господь. Предстательством Богоматери суд над Отечеством нашим преложен на милость. Завтра Москва будет наша, и Россия спасена".

Утром начался штурм, и русское ополчение овладело Москвой. На следующий день торжественным крестным ходом внесли в Москву Казанскую икону. Звонили колокола всех Московских соборов. Матерь Божия исцелила Россию от недуга анархии, сохранила от нашествия иноплеменников, избавила от междуусобныя брани. И мы, далекие потомки, сегодня с благодарностью молимся: "Заступнице усердная Русской земли! Молитв наших не презри в скорби. Но от бед избави нас, едина чистая и благословенная".

Иверская. 26 октября 1988 г.

Сегодня мы собрались прославить Иверскую икону Пресвятой Богородицы. Этот древний образ написан святым апостолом Лукой. Происхождение иконы всегда окутано тайной. Только церковное предание может приподнять её завесу. Название ничего не говорит о происхождении иконы. Историческая судьба иконы начинается не с происхождения, а с явления. В явлении икона принимает имя.

Явление Иверской иконы произошло в девятом веке, когда иконоборческая ересь опиралась на императорскую власть. Неподалеку от маленького города Никеи, известного двумя Вселенскими соборами, жила вдова с сыном. В её доме хранилась икона Божией Матери. Когда император Феофил приказал искать и уничтожать иконы,воины вошли в дом вдовы. Увидев образ Богоматери, один из воинов ударил икону мечём. Из рассечённой щеки потекла кровЬ это привело воинов в замешательство, и они ушли, оставив икону. Что бы уберечь икону от поругания, вдова отнесла её к морю и пустила по водам.

Спустя некоторое время, Матерь Божия явилась иноку Гавриилу на горе Афон и велела взять из моря Её икону. Вместе с братией Иверского монастыря Гавриил спустился к морю и увидел над водой свет, который исходил от образа Божией Матери. Братия торжественно внесла икону в монастырь и поставили в алтаре храма. Икона получила название "Иверской", потому что нашла приют в Иверском монастыре. Утром братия не нашла икону на месте. Её обнаружили у монастырских ворот. Братия снова отнесли икону в алтарь. На следующее утро повторилось то же самое. Тогда монахи поняли: Матерь Божия пришла в монастырь не для того, что бы Её хранили. Она пожелала Сама быть хранительницей монастыря. Над воротами монастыря соорудили небольшой храм и в нём поместили икону. Так Иверская икона получила ещё одно имя "Вратарница".

В 17 веке патриарх Никон привёз с Афона список Иверской. У кремлёвской стены была построена часовня для Иверской иконы. Перед этой иконой русские люди молились в часы народных бедствий.

В 1982 г. последовало новое прославление Иверской иконы. Православный чилиец Хосе Муньес путешествовал по Афону с группой паломников. Заблудившись, паломники вышли к греческому скиту. Там жили 14 монахов, занимавшихся иконописью. Осматривая иконописную мастерскую, Хосе обратил внимание на список Иверской, который ему очень понравился. Игумен объяснил ему, что список не продаётся. Это самый первый образ из написанных в скиту. Тогда Хосе начал молиться Богоматери, что бы Она отпустила с ним эту икону. Когда утром паломники покидали скит, настоятель догнал Хосе и подал ему полюбившуюся икону: "Бери. Матерь Божия отпускает её с тобой". По приезде домой Хосе поместил икону на почётном месте, засветил перед ней неугасимую лампаду и ежедневно пел акафист. 24 ноября 1982 года Хосе обратил внимание, что икона покрылась капельками росы, а комната наполнилась благоуханием. Росинки оказались капельками масла. Икона начала источать миро. Икону принесли в храм, пели перед ней молебны и помазывали молящихся елеем от иконы. Миро источалось так обильно, что за несколько дней в храме было помазано несколько тысяч молящихся.

В земной судьбе Пресвятой Богородицы исполнились два пророчества. Первое, Её собственное: "Отныне ублажат Меня все роды"/Лк.1,48). Пресвятая Дева восприняла величайшую славу Богоматеринства. Единственная из всех людей, она стала "честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим».

Второе пророчество о судьбе Богоматери произнёс праведный Симеон: "Тебе Самой оружие пройдет душу. "/Лк. 2, 35/. Пресвятая Дева восприняла величайшую скорбь: проводила Единородного Сынаа Своего до креста и гроба.

Оба пророчества выходят за пределы земной судьбы Божией Матери. Во славе и в скорби она связала себя с исторической и личной судьбами человека. В явлении своих икон Пресвятая Дева открывает Себя как Царицу неба и земли. В судьбе Своих икон Пресвятая Дева продолжает нести земные скорби вместе с историческим человечеством. Раненая мечём, Иверская икона пролила кровЬ. А сколько икон Богоматери было сожжено, порублено и поругано в период первого иконоборчества! Первое тысячелетие христианской истории закончилось разгулом варварства .

Ещё сто лет назад казалось, что эпоха варварства не может повториться. Разве не прогресс определяет духовный путь человека в искусстве, науке, философии, социальной жизни? Увы!

Второе тысячелетие христианской истории заканчивается ещё более дремучим варварством нового иконоборчества. Храмы расстреливали из артиллерийских орудий, взрывали и оскверняли. Сколько икон Божией Матери сожжено, изрублено топором, поругано! Таков крестный путь Богоматери через человеческую историю. Она прошла его вместе с нами. Богоматерь разделила кровавую судьбу русского народа. Сколько было уничтожено живых и нерукотворных икон Божиих!

Миллионы, миллионы, миллионы были замучены в тюрьмах и лагерях. Погибли в вечной мерзлоте, сожжены в печах и отравлены газом, заморены голодом и жестокостью. От расстрелов трупным смрадом наполнилась земля.

Этапы, этапы, этапы безвинных мучеников, как штабеля гниющих под дождём икон. Сегодня мы собрались прославить Царицу неба и земли, разделившую нашу человеческую судьбу. Она несёт вместе с нами наши скорби и наше поругание. Мы не одиноки на земле. Не брошены на произвол судьбы. Матерь Божия разделяет нашу судьбу. В мире есть великое материнское Сердце, которое не отделяет Себя от нас. Как прежде, так и теперь Матерь Божия входит в наши беды и скорби, чтобы сострадать нам в горе и вызволять нас из огня.

Свящ. Павел Адельгейм. Псковская епархия.