Мы совершаем сегодня Божественную Литургию
в честь престольного праздника храма. Престольным праздником называется
день Вмч. Анастасии Узоре-шительницы, ибо Престол нашего храма освящён
во имя вмч. Анастасии. Её на-зывают узорешительницей, потому что она
посвятила свою жизнь заботе об узниках. В древности узников заковывали
в кандалы, чтобы не затрудняться с их охраной. Римское государство не
тратилось на их содержание. Кормить узников должны были родственники
и друзья. Узников выводили просить милостыню. Они шли в кандалах по
улицам, сопровождаемые двумя воинами, а народ из сострадания давал им
пищу и одежду.
Среди узников было много христиан, осуждённых за свою веру. Вмч. Анастасия
заботилась об узниках, кормила их, лечила их раны. Забота об узниках
стала её служением Богу. В этом служении она обрела смысл и счастье
своей жизни.
Слово "счастье" не оставляет людей безразличными. Каждый ищет обрести его в своей судьбе. Люди по-разному понимают смысл этого слова. Многие думают, что счастье состоит в удовольствиях. Чем больше у человека удовольствий, тем счастливее. Удовольствие и счастье - не одно и то же. Счастье человек может обрести не только в удовольствиях. Нередко счастье возможно обрести в скорбях.
Русское слово "счастье" имеет корень "часть". Счастье означает сопричастность к единству одного или многих. Так "счастьем" называют семейное единство. Муж и жена становятся соучастниками общей жизни. Счастьем может быть единство матери и ребёнка.
Дитя всегда счастливо на руках матери. Оно успокаивается, чувствуя себя защищённым и любимым. Ребёнок протягивает руки навстречу матери и улыбается. Встреча с матерью приносит ему радость. Материнство является образом таинственной радости, которая наполняет человека при встрече с Богом. Мать тоже радуется своему ребёнку. Она протягивает к нему навстречу руки и улыбается. Бог хочет встречи с человеком, потому что любит. Он зовёт человека к себе и выходит к нему навстречу.
Устами древнего пророка Бог обращается к человеку: "Разве забудет мать своё дитя, чтобы не позаботиться о рождённом ею? Если мать позабудет дитя своё, то Я - говорит Господь, Я не забуду тебя!".
В эти дни мы готовимся к встрече с Богом,
Который родился на земле и стал подобным нам человеком. Он разделил
с нами человеческую судьбу, чтобы нас привести к божественной жизни.
Это событие произошло на окраине крошечного Вифлеема, в пещере, куда
загоняли скот в непогоду. В пещере Дева Мария родила Дитя. Она сама
спеленала Его и положила на сено в ясли.
Стояла зима. Дул ветер из степи.
И холодно было Младенцу в вертепе
на склоне холма. Его согревало дыханье вола.
Домашние звери стояли в пещере,
над яслями тёплая дымка плыла.
Он спал весь сияющий в яслях из дуба,
как месяца луч в углубленьи дупла,
Ему заменяли овчинную шубу
ослиные губы и ноздри вола.
Эти ясли стали дверью к небу. Через них
каждый человек может придти к Богу как в свой родной дом и насладиться
обоюдной радостью. Эту радость выразила Дева Мария в беседе с Елизаветой:
- возрадовался дух мой о Боге, моём Спасителе. И Христос свидетельствует:
- радость бывает на небесах о едином грешнике кающемся.
Что мешает встрече человека с Богом?
Между нами стоит опыт греховной жизни во взаимной вражде, обмане, предательстве
и насилии. Это багаж, с которым невозможно взойти на небо. Человеку
необходимо покаяние, очищение от нечистоты и неправды.
Рождество. Счастливый тёплый свет
из-под двери хлева. Что за нею?
За звездою шла я много лет.
Путь окончен. А войти не смею.
Вместе с тьмой стою и с ней слилась,
растеряв небесное наследство.
Свет непостижимый мне сейчас
близок и далёк, как запах детства.
Отроки, поющие в пещи,
в дар приносят золото молитвы.
У меня же, сколько ни ищи,
никаких не выплавлено слитков.
И воспоминанья, что сюда
привели, как строй свечей, погасли.
Неужели я ждала суда?
Здесь покой и мир, Мария, ясли.
Бог зовёт и ждёт, чтоб мы отозвались
и вошли.
С Престольным праздником и наступающим Рождеством Христовым!
Проповедь сказана 4 января 2006 г. в тюремном храме
во имя св. вмч. Анастасии Узорешительницы.
Свящ. Павел.