Его Святейшеству
Святейшему Алексию,
Патриарху Московскому
и всея Руси;
Священному Синоду
Русской Православной Церкви
Псковской епархии
священника Павла Адельгейм.
Обращение.
Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства!
Богоносные и досточтимые отцы, Ангелы-хранители Церкви Христовой!
Припадаю к Вашей милости с усердною молитвой и прошу не казнить, а выслушать и помиловать нас грешных священнослужителей, беззащитных перед гневом архиерейским праведным или неправедным, осуждаемых за вину и без вины, лишённых исследования вины и права быть выслушанными.
Церковный суд учреждён Вами, святые отцы, но его нет.(Устав РПЦ: 7 гл.).
Ни клирику, ни мирянину нет защиты и правосудия в Русской Православной Церкви.
Церковный Устав позволяет епархиальному архиерею 'налагать временные запрещения на священнослужителей и временные отлучения на мирян'(Устав РПЦ: 10,19 а,б).
Епископы без суда налагают бессрочные запрещения и отлучения, продолжающиеся много лет, без надежды на объективное рассмотрение вины до самой смерти.
(Вопреки Уставу РПЦ гл.7 ст.5).
Церковный Устав запрещает помимо церковного суда 'другим церковным органам и лицам принимать на себя осуществление функций церковного суда'(Устав РПЦ: 7, 1).
Но Народ Божий знает только одного, никем не контролируемого судью - епархиального архиерея, который нередко судит не по церковному праву и не по совести, а побуждениям не церковным, осуждённым канонами Вселенской Церкви (Карф.16). Отсутствие церковного суда расширяет права епархиального епископа за разумные пределы: он совмещает в одном лице статус истца, обвинителя и судьи. Права обвиняемого клирика не защищены вопреки Правилам Апостольским (74, 75) и Вселенских соборов (Втор.6; Карф.28;144; 145; Кирилл.1; Феоф.6).
Презумпция невиновности не распространяется на клириков и мирян.
Неоправданное применение крайних мер подтверждает дело священника Владимира Андреева, запрещённого Высокопреосвященным архиепископом Евсевием Псковским и Великолукским 17 марта 1997 г.
В чём вина священника, приговорённого к бессрочному (пожизненному) запрещению? 'Два с половиной месяца я тщетно пытался примирить требования священнического долга, обязывающего сохранять приходское служение, и христианской совести, протестующей против Вашего запрета в священнослужении о. Зинона. Мне это не удалось. Прошу Вас уволить меня за штат Вашей епархии. 12. 02. 1997 г. священник Владимир Андреев'.
В ответ последовал Указ ? 952:
'Увольняетесь за штат с запрещением в священнослужении, в связи с Вашим публичным порицанием в адрес Правящего епископа. Евсевий, Архиепископ Псковский и Великолукский. 17 марта 1997 г.'.
Запрещая священника, епископ не пригласил его для беседы. За прошедшие семь лет епископ ни разу не встретился с запрещённым священником. Имя священника исключено из церковных диптихов Псковской епархии. Он лишён молитвы Церкви.
1. Обвинение в 'порицании Правящего епископа' не опирается на конкретный канон. Такого канона в церковном праве нет. Обвинение, не основанное на законе, должно быть отменено и за отсутствием состава преступления священник Владимир Андреев реабилитирован(Кирилл.1).
2. Указ ? 952 содержит очевидную клевету.
Во-первых, клеветой является 'публичность', поскольку 'Прошение' священника Владимира Андреева не было оглашено и опубликовано.
Во-вторых, 'Прошение' не содержит 'порицание епископа'. Совесть священника не вместила решение епископа, и он честно об этом сказал. Церковь Христова- 'организм любви'- не вмещает осуждение за любовь к ближнему и верность своей совести.
Наказание имеет целью не отомстить, а уврачевать согрешившего. Вместо усиления молитвы за собрата, архиепископ Евсевий исключил имя запрещённого священника из синодиков псковских храмов. Иерею Владимиру Андрееву 64 года. Он тяжело болен, предстоит операция. Судите, святые отцы: умирать ли под запрещением не виновному?
В сентябре 2003 г. игумен Роман Загребнев 65 лет бессрочно запрещён за книгу, написанную о почившем отце Николае Гурьянове с острова Залит. Игумен Роман создал монастырь и при нём хоспис для стариков и парализованных, оставшихся без попечения. Он издаёт ежемесячную газету, автор многих книг. Трудно понять на какие средства сумел он так много сделать в глухой деревне, куда нет дороги. Жизнь смолоду отдана Церкви. Запрещение подкосило его здоровье. Когда архиерей снял с него крест, он пережил нервное потрясение и слёг с инсультом: отнялись ноги. Лежит в больнице. Подымется ли? Ещё одна погашенная жизнь!
Неопределённым остаётся каноническое положение архим. Зинона Теодор.
09.01.02 (Исх. ?55) Святейший Патриарх снял запрещение, наложенное Указом архиепископа Евсевия ?880 от 28.11.96 г. Поселившись в деревне Гверстонь Псковской епархии, архим. Зинон, построил монастырь: небольшой, но великолепный храм, кельи, иконописные и столярные мастерские, каменную стену вокруг монастыря и продолжает служение иконописи. Каноническое положении архим. Зинона осталось нерешённым, поскольку Указ ? 880 содержит не одно, а два прещения:
1. 'Запрещаетесь в священнослужении'.
2. 'Клириком Псковской епархии не числитесь'. (Извержение из клира, Ап.11).
Волевым решением епархиального архиерея архим. Зинон отчислен из клира без прошения об отчислении. Отпускной грамоты не получил, в другую епархию не перешёл.
Имя архимандрита Зинона до сих пор исключено из всех диптихов Псковской епархии: он лишён церковного поминовения. Его личное дело находится в Псковской епархии, и сам он проживает в её пределах.
Второе прещение Указа ? 880 до сих пор остаётся в силе и препятствует архимандриту Зинону совершать Божественную Литургию, поскольку он нуждается в Антиминсе.
Возвращенное ему Святейшим Патриархом право на священнослужение остаётся формальным. Ни один епископ под страхом канонического прещения не смеет принять его без отпускной грамоты. Извержение из клира оставляет архим. Зинона под бессрочной Анафемой архиепископа Евсевия (Ап.11; Четв.13; Устав РПЦ 11, 30).
Корреспондент Псковсой газеты 'Панорама' спросил архиепископа Евсевия почему он проигнорировал решение Святейшего Патриарха:
- Вы не выполнили распоряжение Патриарха о восстановлении в клире архим. Зинона?
Архиепископ сказал:
- Насчёт архим. Зинона - это вопрос только Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 2, так как архимандрит Зинон в клире Псковской епархии не числится.
(Газета 'Панорама'? 23 от 11 июня 2002 г). Архиепископ уклонился от ответа на вопрос корреспондента. Объявив восстановление архим. Зинона частным делом Святейшего Патриарха, он подтвердил Указ ? 880, оставляющий архим. Зинона 'изверженным из клира'.
Каковы основания моего обращения, как дерзнул я отягощать высокое внимание епархиальными печалями?
Во-первых, Вселенские каноны (Карф.37; Втор.6; Четв.9).
Во-вторых, святой апостол Павел заповедал нам 'носить тяготы друг друга'.
В- третьих, Христос Спаситель сказал, что 'большей любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя'. Величие пророка Моисея, ходатайствующего за свой народ: 'Аще сих изгладишь, и меня изгладь из книги жизни'; величие апостола Павла, сказавшего: 'хотел отлучен от Христа быти ради сродников моих по плоти' - требуют, что бы мы не прятались трусливо за молчание, но 'свидетельствовали о зле'(Ин.18,23;)
Слово Христово подвигает меня последовать голосу совести, возложив надежду на ваше святительское милосердие.
Святые отцы, облечённые сугубой благодатию архиерейства, молюся вам: будите ходатаями и заступниками нашими перед архиепископом Евсевием. Подобно вселенским святителям, к ним же всегда припадаем, подобно российским святителям, непрестанно за ны Богу молящимся, припадите к стопам Его Святыни и исходатайствуйте милость Его клирикам.
Со страхом вручаю вам своё послание,
сохраняя надежду на Вашу милость и милость Божию,
недостойный иерей Павел Адельгейм. Псков, 03.12.03 г.