о.Павел Адельгейм

Возрождение и границы Церкви.

Возрождение и границы Церкви.

Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.(Лк.12,32)

 

Смысл понятия.

Церковь призвана быть «источником воды, текущей в жизнь вечную»/Ио.4, 14/ и стяжать силу Духа всей своей полнотой. Духовная жизнь христианина и духовная жизнь Церкви по своей природе исполнены благодатной силы. «Духа не угашайте»,- заповедует апостол. /1Сол.5,19/. Господь Иисус Христос многократно призывает бодрствовать, быть готовыми к встрече с Ним. Апокалиптические чаяния являются изначальным и непреходящим переживанием христиан. Духовное движение можно назвать возрождением, когда Народ Божий: иерархия, клир и миряне отзовётся на него всей своей полнотой. Едва ли можно говорить о возрождении, пока духовное движение лишено хотя бы одной из трёх составляющих церковную полноту, которую никто и ничто не может заменить.

Говоря о «духовном движении в Церкви», мы постулируем её разделение на участвующих и не участвующих в этом движении. Здесь есть очевидная опасность чуждой Церкви элитарности. В притче «о десяти девах» Господь разделяет мудрых дев, запасшихся елеем от неразумных, от которых «затворены быша двери» брачного пира /Мф.25, 10/. «Духовное движение в Церкви» не может быть понято в таком смысле, ибо это означало бы разделение Церкви на «своих» и «чужих».

Ссылка на монашество, исихазм, нестяжателей, на общины и братства подчёркивает не разделение, а «различение действий, даров и служений, которые производит в Церкви Бог один и тот же». Апостол заповедует обогащать Церковь различными дарами: «Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?.. Ревнуйте о дарах больших»/1Кор.12,4-6; 29-31/. «Духовные движения в Церкви» различают служения и дары, «производимые одним и тем же Духом, разделяющим каждому особо, как Ему угодно». Они обоснованы Божественным Откровением и являют богатство соборности. Эти служения могут быть личными или коллективными, например, служение клира.

 

Два признака "духовного движения."

1. Спонтанность.

Характерной чертой «духовных движений» является их спонтанное возникновение по действию Духа. «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» /Ио.3,8/. Иерархическое служение чётко сформировано в единую систему, регулирующуюся каноническими принципами. Однако, оно имеет своё начало в Духе и в Нём сохраняет свою безусловную ценность. Всякое «духовное движение» рождается Духом как внутренняя потребность душ, ищущих встречи с Богом и друг с другом. Это может быть крик души, зовущей Бога. Это может быть ответ души на Божественный призыв.

«В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: «пойдём и возвратимся к Господу! Ибо Он уязвил- и Он исцелит нас, поразил - и перевяжет наши раныЕкак утренняя заря - явление Его, и Он придёт к нам как дождь, как поздний дождь оросит землю» /Ос.6, 1-3/.

Духовное томление может охватывать целые народы и поколения. «Явился Иоанн, крестя в пустынеЕ и выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него»/Мк.1, 5/.

«Ста Иисус на месте равне: и народ ученик его, и множество много людей от всея иудеи и иерусалима, и помория тирска и сидонска,.. и весь народ искаше прикасатися Ему, яко сила от него исхождаше и исцеляше вся»/Лк.6; 17, 19/.

«Духовное движение» не возникает посредством циркуляра учреждённой власти, но непосредственным действием Святого Духа. Иначе оно не выразит соборность Церкви. Оно будет «очередным мероприятием» церковной администрации.

 

2. Избранничество.

««слышал я голос Господа говорящего:
кого Мне послать? И кто пойдёт для Нас?
и я сказал: вот я, пошли меня». (Ис.6, 8).

«Огонь пришёл Я воврещи на землю» /Лк.12, 49/. Этот огонь может зажечь как одну, так и многие души. Со временем общественный порыв, духовный пожар стихает, вписываясь в формальную структуру. Иногда огонь угасает. Иногда поток входит в берега. Возникает стереотип, имеющий структуру и возглавление, функционирующий как множество других формальных учреждений. Но мерцающий огонь блуждает среди душ, в одних не находя почвы, а в других разгораясь пламенем, как было с исихазмом, монашеством.

Так выявляется вторая характерная черта «духовного движения»: избранничество, о котором говорят евангельские притчи. Многие христиане принимают традицию духовной жизни формально: раз в год причащаются, на первый Спас освящают мёд, а на второй — яблоки, зажигают свечи, крестятся, кланяются и не работают в праздники. Этот набор минимальных требований, сложившийся в синодальную эпоху, признаётся подлинным воцерковлением. Евангелие не вписывается в формальную традицию. Оно зовёт к преображению души и богоподобию: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» /Мф.5,48/. «Духовные движения» имеют в своих истоках заповедь Божию и творческий ответ личности на обращённый к ней призыв: «Иисус сказал ему:... всё, что имеешь, продай, и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною»/Лк.18, 22/. Такое условие опечалило юношу и привело в недоумение учеников: «кто же может спастись?» Печаль юноши неудивительна: он «был очень богат». Слово Христово не пропало даром. Призыв, который не принял богатый юноша, услышал, спустя 500 лет, другой юноша - преп. Антоний Великий. Он был тоже молод и богат. Войдя в храм, он услышал эти слова и принял их, как обращенные лично к нему. Он вернулся домой, продал всё имущество, раздал нищим и ушёл в пустыню молиться, поститься, искать Царства Божия. Это был безумный ответ, которого мир не мог понять и принять. «Духовное движение» христиан разрушило иудейские стереотипы религиозной жизни, поскольку они «имели вид благочестия, силы же его отреклись»/2Тим. 3, 5/. Христианство вышло из-под контроля духовной власти, законной в учреждении, но богопротивной в осуществлении. Такое ортодоксальное явление как монашество, в своих истоках утверждалось как протест против обмирщения христианства, как бунт против стереотипов внешнего благочестия и теплохладности. Монахи уходили из мира, оберегая духовные ценности от пошлости и растления. Избранничеством отзывается душа подвижника на призыв Христа Спасителя. Она не хочет оправдываться формами, текстами и правом. Она ищет в традиции подвига и смысла.

 

Духовные движения в истории.

«Духовные движения» не ограничены пределами Церкви. Они несут творческий заряд, преображающий жизнь целых народов, империй, исторических эпох. Воцерковление Рима и Византии положило начало истории христианского мира. Русь родилась в водах крещения для исторической жизни как народ, как государство, как Церковь.

«Духовное движение» начинается либо рождением новой идеи или личности, несущих заряд энергии, своей нравственной привлекательностью окрыляя человеческую душу, пробуждая в ней жажду вечной жизни и нравственного совершенства. Такое значение имели христианство и, следом, монашество. Либо «духовное движение» может возродить давно забытые ценности или идеи, позволяя на новом уровне осмыслить личное, национальное или государственное бытие, вдохновить творчество. Такое значение имел западный Ренессанс.

Когда река стеснена высокими берегами, поток приобретает глубину и мощь. Когда берега низки, вода разливается по широкому пространству, течение замедляется, река мельчает и зарастает осокой. В истории бывали периоды, когда Церковь была гонимой, а исповедание веры было сопряжено с опасностью, иногда смертельной. Крещение принимали мужественные люди, готовые стоять за свои убеждения и принять смерть за исповедание веры. В такие периоды христиане не совершали пышных богослужений, не строили великолепных храмов. Они совершали Евхаристию в катакомбах на гробах мучеников, в темницах на груди осуждённых на смерть. Это время подарило нам мучеников, имена которых запечатлены в святцах и на небесах. В те времена границы Церкви были узки, а духовная жизнь глубока. Это было «духовное движение», отозвавшееся на слова Христа Спасителя: «Огонь пришёл Я воврещи на землю»/Лк.12,49/. Его можно назвать «возрождением». Взамен ветхой, повреждённой грехом природы в купели рождалось новое творение, причастное человечеству Христову: «соделались причастниками Божеского естества» /2 Петр.1,4/.

В истории бывали другие периоды. Христианство принимали государи. Исповедание Христа обеспечивало почётное положение, благополучие и привилегии. Эти периоды отмечены пышностью богослужения и многочисленностью молящихся. Церковная иерархия приобретала имения и власть, нередко сама становилась гонительницей и чинила насилие. «Путята крести огнем, а Добрыня мечем». Горели еретики на кострах, горели старообрядцы в срубах. Архиереи снова требовали от светских властителей казни: «Мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть». И тут же умывали руки: «нам не достоит убити никого же»/Ио.19,7; 18,31/. В такие периоды оскудевали дары Святого Духа. В поисках духовной жизни, явления силы Божией и святости праведники бежали от обмирщения Церкви, «терпя недостатки, скорби, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» /Евр.11,38/. Эти периоды благоденствия Церкви тоже называют «Возрождением». Монастыри расцветали и становились Лаврами. Иконы украшали драгоценными ризами. Строили великолепные храмы, торжественно прославляли святых и переносили их Мощи. Это было духовное движение, сохранившее христианские святыни и уникальные памятники.

Какой из периодов заслуживает имени «христианского ренессанса»?

Великолепие, пышность и многочисленность? Или подвиги и святость немногих? Мнение по такому вопросу не будет однозначным. Каждому своё: одним нужна вера, зовущая к подвигу, другие предпочитают стабильность и благолепие, третьих интересуют церковные доходы. «Возрождение» может иметь разный смысл. Необходимо понять, что возрождает это духовное движение.

 

Возрождение синодального строя в Российской Федерации.

Когда-то Россию называли «Святая Русь». Русские люди были крещены и постоянно освящались Таинствами Церкви. Были среди них грешники и праведники. Все они называли себя православными христианами, исповедуя формальную и реальную принадлежность Церкви. Русь называли «святой» в том смысле, что её земля и народ стали домом святой Церкви. Слово «православный» было наполнено конкретным смыслом: приписанный к конкретному приходу, верующий как учит Православная Церковь, участвующий в её таинствах и исполняющий её нравственные предписания. Русский человек имел объективные основания осознавать себя «православным». «Святую Русь» завершила синодальная эпоха, начавшаяся упразднением патриаршества и отменой Поместных соборов. За триста лет церковно-государственная симфония подала много поводов для упрёка в цезаропапизме, а закончилась Октябрьской революцией и государственным атеизмом.

Октябрьская революция разрушила «святую Русь». Погибло множество храмов, икон, а главное, изменилось сознание народа. На сегодняшний день назвать сознание граждан РФ «православным» было бы необоснованной претензией. Русская культура, выросшая из православных корней, умерла. В наследство внукам остались памятники этой культуры: её литература, искусство, идеи и надежды. После революции возникла Советская Россия Ц новое государство, законодательно отделившее от себя Церковь, объявившее себя «безбожным государством». За право сохранять верность своим святыням православным гражданам приходилось платить иногда жизнью, иногда свободой, иногда потерей общественного положения и работы.

Были и те, чей единственный след-это свет
Над мерзлотою, над тундрой, где мощи хранятся;
На деревянных табличках ни даты, ни имени нет-
Будут теперь номера вписаны в святцы.
Так и ушли, и ушли, не оставив имян,
Как, вероятно, молитва уходит на небо.

/Елена Пудовкина. «Новомученики» /.

В последнем десятилетии 20-го века возникло новое государство. Его назвали Российской Федерацией. Сохраняя принцип отделения Церкви, оно установило доброжелательные взаимоотношения с Православной иерархией и предоставило РПЦ режим наибольшего благоприятствования. Президент со своими министрами и генерал-губернаторами предстоят в храме с возжженными свечами. Солдаты под командой офицера маршируют к Святой Чаше. Священник посещает Чечню на танке и боевом вертолёте, чтобы покропить её святой водой. Епископ «облачается в порфиру и виссон, веселяся на вся дни светло»/Лк.16,19/. В интересах РПЦ формируется «Закон о свободе совести и религиозных организациях», она признана правопреемницей Православной Российской Церкви, ей возвращается церковное имущество. Структуры МВД, социальной защиты, образования здравоохранения, заключают с РПЦ договоры о взаимодействии. Эти перемены называют «Возрождением».

Что же возрождаетcя в Российской Федерации? Православие?

Да, православие в его синодальном варианте.

 

Сколько прихожан в РПЦ ?

Семидесятилетний опыт атеизма не прошёл бесследно. В сознании пост - советских россиян понятие «православный» потеряло своё конкретное значение и сохранилось в качестве ностальгии по русской культуре и её христианским корням. Исповедуя себя «православными», множество россиян не принимают ни обязательств, ни ответственности за своё исповедание, обосновывая его формальным актом крещения и своей симпатией к ценностям православной культуры.

Положительное исповедание всегда имеет относительную ценность: «Кто не против вас, тот за вас» /Мк.9,40./ Мы можем только радоваться, если христианская проповедь приносит плоды и число христиан растёт. Однако не стоит поддаваться эйфории. Численность нередко находится в обратно пропорциональной зависимости со святостью. Если мы хотим узнать действительную численность православных в России, понятие «православный» следует определить однозначно. Иначе останется неясным кого мы пересчитали. Полноту РПЦ составляет народ Божий: иерархия, клирики и прихожане всех её приходов. Иерархия и клирики представляют в этом континууме конкретную величину, определяемую в пределах 40 тысяч граждан РФ. Численность «прихожан» в РПЦ не может быть определена однозначно. Она зависит от истолкования понятия «прихожанин» и способа пересчёта. Расхождение в оценках может составить значительную величину, измеряемую десятками миллионов. Такое странное положение объясняется отсутствием формального признака, позволяющего опознавать прихожан храма.

Формальным признаком «прихожан» прежде была их регистрация в Приходской книге храма. В Православных приходах на Западе члены прихода регистрируются. Практика регистрации общепринята в приходской жизни разных конфессий России и Запада. На основании регистрации приход осознаёт свою численность. Регистрация членов прихода формирует церковные диптихи или синодики, отражающие численность прихожан данного храма, её изменения, состояние прихода и активность прихожан в церковной жизни. Диптихи запечатлевают и хранят молитвенную память Церкви обо всех её прихожанах - живых и умерших

В приходах РПЦ не существует Приходской книги, и не регистрируются члены общины. Численность прихода не фиксируется и определяется произвольно. Если статистические данные опираются на церковные источники, они имеют значительную погрешность. Регистрация прихожан является формальным признаком, на основании которого приход может пересчитать своих прихожан. Вне отношения к конкретному приходу понятие «православный» теряет определённость и может употребляться неадекватно. Священный Собор 1917 г. положил в основу формирования прихода договор, подписанный каждым прихожанином храма. Если отношения с приходом не основаны на договоре, все прочие субъективные и объективные признаки «православного» оказываются недостаточными для корректного определения.

Объективным признаком может служить факт крещения. Крещёных в России, действительно, много. Однако значительное большинство из них потеряли отношения с храмом и остаются вне пределов Церкви.

Субъективным признаком может быть доброжелательное отношение к православию людей, которые признают христианские ценности, хотя с трудом различают понятия «православный» от понятия «русский» и не слышали о Символе веры.

Можно посчитать православными приходящих в храм поставить свечку, купить иконку, освятить автомобиль, независимо от факта крещения. Все эти категории с одинаковым правом можно считать православными, атеистами или язычниками. Церковь признаёт в качестве своих членов далеко не всех крещёных и покупателей иконок. Она знает и охраняет свои границы, предъявляя дисциплинарные и нравственные требования, которым должны соответствовать её члены.

Данное в действующем Уставе РПЦ Х1,31 определение «прихожанами» являются лица православного исповедания, сохраняющие живую связь со своим приходом» расплывается в неопределённости, поскольку каждый из указанных признаков понимается неоднозначно. Возникает самый общий вопрос: кого следует считать «лицами православного исповедания»?

Всех, кто называет себя православными? Они составляют значительный процент от численности населения РФ. По разным оценкам он составляет до 50% населения.

Если считать тех, кого Православная Церковь признаёт своими духовными чадами, их процент имеет исчезающе малое значение. Рассматривая пп.32 и 33 гл. Х1 Устава РПЦ в качестве разъяснения предыдущего пункта о «живой связи прихожанина со своим приходом», приходится признать, что подавляющее большинство граждан РФ, считающих себя православными, не являются прихожанами и не принадлежат Православной Церкви. В качестве конкретных обязанностей прихожанина указанные пункты Устава требуют: «участвовать в богослужении, регулярно исповедоваться и причащаться, соблюдать каноны и церковные предписания, совершать дела веры, стремиться к религиозно-нравственному совершенствованию, содействовать благосостоянию прихода, заботиться о материальном содержании причта и храма». Каноны, соблюдения которых требует Устав, отлучают от Церкви православных, не исполняющих её требования. Такие православные остаются вне пределов Церкви.

Приведём несколько примеров:

«Всех верных входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, отлучати подобает от общения церковного»/Ап.9/.

«Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто- либо из сопричисленных к клиру, или мирянинЕв три воскресные дни в продолжение трёх седмиц, не приидет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удалён от общения »/Шест.80/.

«Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон,...не постится во святую четыредесятницу перед пасхою, или в среду, или в пяток... да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучён./Ап.69/.

«Определяем: никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную: аще клирики, повелеваем извергати из священного чина, аще же миряне, отлучати от общения церковного.» /Шест.62/

«Предающиеся волшебникам,.. дабы узнати от них, что восхотят им открыти,.. соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастии, о судьбе,.. обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдуновЕ закосневающих в сем, и не отвращающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов, определяем совсем извергати из Церкви, как священные правила повелевают.» /Шест.61/.

«Аще убо кто отныне ясти будет кровь животного каким либо образом: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен.» / Шест.67 Ап.63,/

«Власы на главе, ко вреду зрящих, искусственными плетениями располагающих и убирающих, и таким образом неутвержденные души прельщающих, отечески врачуем приличною епитимиею,.. Аще же кто вопреки сему правилу поступит, да будет отлучен.» /Шест. 96/.

«Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства. Впрочем, подобает не до кончины простирати покаяние их, но приимати их в общение по исполнении десяти лет.» /Вас.Вел. 2/.

«Жен, дающих врачевства, производящие недоношение плода во чреве, и приемлющих отравы, плод умерщвляющие, подвергаем епитимии человекоубийцы». /Шест.91/

«Волею убившийЕ 20 лет да будет без причастия святых Таин».
«Неволею убивший 10 лет да не причастится святых Таин»/Вас.Вел. 56 и 57/.

Вступление в брак запрещается мужу при живой жене и жене при живом муже: «Жена, оставившая мужа, аще пойдёт за иного, есть прелюбодейцаЕ Законно сопряжённую себе жену оставляющий, и иную поемлющий,Е повинен суду прелюбодеяния.»/Шест.87; Вас.Вел. 77; Ап. 48/.

Перечисляя лишь несколько канонических требований Церкви, мы с грустью наблюдаем как редеет православная паства. Каждое воскресение посещать храм, отстаивая богослужение до концаЕ Соблюдать Великий пост, среду и пятницу в течение всего годаЕ Женщинам не надевать мужскую одежду, не увлекаться причёсками, не обращаться к экстрасенсам и «бабкам», не вытравлять плод чрева своегоЕ Врачам не делать абортыЕ Не жениться и не выходить замуж при живом супруге.

Много ли найдётся православных, выполняющих эти требования? Как быть с отлучёнными этими правилами? Считать православными или пребывающими вне церковной ограды ?

Есть ещё один признак, определяющий принадлежность к Церкви. Сознание православного христианина хранит неповреждённым Священное Предание. При первом знакомстве древние христиане спрашивали «како веруеши»? К этому вопросу сегодня готовы немногие. В религиозном сознании многих прихожан магические переживания возобладали над церковным преданием. Для многих магия определяет содержание духовной жизни. Колдуны и «бабки», экстрасенсы и экзорцисты, «младостарчество» и обрядоверие приобретают популярность в православных храмах, поощряя языческое сознание, калеча душу и тело прихожан. Такое «духовное движение»подменяет церковную соборность популярностью чуждых учений.

«Магическое восприятие культа является одной из главных причин вырождения христианской религии, её искажений, причиной роста язычества, особенно атеизма, оккультизма, сатанизмаЕ Магия естьЕпсихологическая революция человека против Бога» - пишет А.И. Осипов, проф. Московской Духовной Академии./ «Православное понимание смысла жизни». Киев 2001 г. стр. 154/.

Языческий магизм, питающийся церковной непросвещённостью паствы, ещё теснее сужает границы Церкви.

РПЦ нельзя рассматривать в качестве статистической величины, безотносительно к её внутреннему содержанию и духовно-нравственному облику. Ум, сердце и совесть православного христианина протестуют против такой оценки. Сущность православной Церкви определяют четыре догматических признака: «ВеруюЕво единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». Эти признаки утверждают Церковь как богочеловеческий организм, в котором пребывает Святой Дух и человеческие личности, очищенные от грехов покаянием, ищущие возрождения и преображения Духом Святым посредством Таинств, воздержания и молитвы. Границы Тела Христова очерчиваются догматическими, евхаристическими и каноническими традициями, получившими в Церкви универсальное значение. Высокий процент православных в России утешает, однако границы Церкви при этом размываются. Количественный рост снижает качественные характеристики. Церковь свята, ибо в ней пребывает Святой Дух. Церковь не остаётся безразличной к нравственному состоянию духовных чад. Она принимает грешников, но только кающихся грешников.

«Святая святым», - возглашает священник, вознося Святой Хлеб, утверждая в жизни Церкви непреложность заповеди:«Будьте святы, потому что Я свят». /1Петр.1,16; Лев.19,16/. Святость Церкви так же бесспорна, как и её соборность: епископы, клирики и миряне собраны в единый народ Божий хранить Божественное Откровение. Их служение различно. Каждый лик в свою меру хранит Предание и свидетельствует достоверность истины. Подписывая договор с Приходом, каждый мирянин воцерковляется в этом приходе и принимает ответственность за целостность, достоверность и неповреждённость Священного Предания.

 

Духовное движение 1917-18 г. и его итоги.

Многочисленность не всегда сочетается со святостью. Случайная многочисленность создаёт толпу. Церковность требует единства и соборности. Эти свойства раскрываются в самом значительном «духовном движении» двадцатого века. Разумеется, я говорю о Священном Соборе 1917-18 года. Значение этого Собора и его реформ до сих пор вполне не осознано и не оценено. Для достойной оценки требуется время и зрелость церковного сознания. Собор возродил дух древнего православия в российской Церкви, благодаря которому она устояла в смутах, приняла мученический подвиг и сохранила верность Богу в испытаниях. Собор объединил лучшие и живые силы для обновления церковной жизни. В течение года Собор провёл глубокие реформы церковного управления, епархиальной и приходской практики. Он обсудил и реформировал каноническую и богослужебную практику, возродил забытые традиции древней Церкви, восстановил основы её соборного устройства. Соборные реформы не внесли в церковную жизнь никаких новшеств. Собор лишь очистил церковные традиции от застаревших заблуждений и прочих издержек синодального периода. Реформы Собора возвратили Церковь к её древним нормам. Эти реформы тем более авторитетны, что многие участники Собора засвидетельствовали свою верность Православию исповеднической жизнью и мученической кончиной. Массовую канонизацию мучеников и исповедников, осуществлённую соборами , состоявшимися в конце 20-го века можно рассматривать в качестве рецепции соборных решений 1917-18 г.

  1. Восстановлена регулярная практика Поместных Соборов. Им принадлежит высшая власть в Церкви: законодательная, административная, судебная и контролирующая. /Определение 1 ст.1 Поместного Собора 04.11.1917 г. стр.3 «Собрание Определений и Постановлений Священного Православной Российской Церкви 1917-18 гг.» М.1994 г.// 
  2. Личную ответственность за Церковь принял всенародно избранный патриарх. /Там же, ст.2, стр.3/.
  3. Патриарх управляет при содействии Священного Синода епископов и Высшего Церковного Совета из 12 клириков и мирян. /Там же, стр. 7 Определение 3 Поместного Собора от 07.12.1917 г./
  4. Клир и миряне местной епархии избирают себе епископа. /Там же. Определение 5 от 22.02.1918 г.гл.2,16-17. стр.18-19/.
    Миряне избираются в Епархиальный Совет в качестве штатных членов, утверждённых Высшей церковной властью./Там же. Гл.4, ст.49, 50, 52-53. стр.26/.
  5. Приход регистрирует всех прихожан. На основе договора каждый прихожанин получает канонический статус полноправного члена приходской общины. /Там же. Стр. 16. Определение о православном приходе 20.04.1918 г. Приходской Устав гл.4,22. /
    Соборность и другие насущные проблемы церковного возрождения были поставлены и частично решались Священным Собором. Не хватило времени. Слишком быстро большевики разогнали Собор. Всё смешалось в государственной катастрофе: мрак, смерть, всплески жизни, мученики, предатели, физическое уничтожение рукотворных и нерукотворных храмов Божиих, и семидесятилетнее молчание.

С 1988 г. началась новая эпоха. Церковь получила возможность собирать Поместные соборы. Эти соборы не продолжили деяний Священного Собора 1917-18 г. Новые соборы канонизировали членов Священного Собора, однако не пошли по пути принятых ими реформ. Формально они не отменили принятые Священным Собором определения. Эти определения по-прежнему остаются в силе, но не действуют в РПЦ. Нормативные решения Уставов 1988 и 2000 г. провозгласили другие, противоположные принципы церковного устройства и повели РПЦ к возрождению Синодальной эпохи, отнюдь не образцовой для расцвета церковной жизни.

  1. Вместо всенародного избрания патриарха Устав РПЦ учредил его кулуарное избрание в закрытом заседании Собора. Клирики и миряне не принимают участия в избрании Патриарха. /Гл.2, 16 Примеч./
  2. Сроки созыва Поместного Собора поставлены в зависимость от низших ступеней церковной власти. /Гл. 2, 2./
  3. Упразднена контролирующая власть Церкви. /Гл.2 ст.1/
  4. Епархиальный епископ назначается без учёта мнения клириков и мирян епархии. /Устав РПЦ 2000. Гл.10, 7/ Власть епископа в епархии не имеет разумных ограничений и не контролируется Высшей Церковной Властью. Решения церковного суда не являются обязательными для епископа. /Гл.7,8/.
    Устав РПЦ 2000 отвергает основной принцип права: единое правовое пространство, в котором каждому предоставлена свобода, ограниченная нормой. Вся история канонического права за 2000 лет не признает за епископом статус правовой неприкосновенности. Новая норма двойных стандартов противоречит всем апостольским и вселенским канонам, возлагающим первоочередную ответственность на епископа: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диаконЕ» /Ап.3, 5-8, 10-13 и множество прочих канонов/.
  5. Клирики и миряне не допущены к Высшему Церковному Управлению.
    Миряне не избираются в церковный суд, в Епархиальный совет.
    Упразднена выборность Епархиального собрания, некоторые епископы не допускают на него мирян.
  6. В каноническую норму возведён раскол прихода: с одной стороны, - на Приходское собрание: причт и 10 случайных членов коего являются полноправными членами Прихода; и с другой стороны, - на всю массу прихожан, которые не подписывают договор, не имеют канонического статуса, не имеют права участвовать в Приходском собрании и не имеют голоса в Церкви. /Устав РПЦ 2000 Гл.11, 31-33; 34-35; 42/.

 

Без соборности единство не будет церковным.

Новые решения укрепили единство Церкви за счёт её соборности. Клир и миряне потеряли возможность влиять на церковную жизнь. Их голос некому и негде услышать. Единство Церкви обеспечивает её целостность. Бог поставил епископов как ангелов, хранителей церковной целостности. «Единство Тела Христова Ц это среда, где истина может проявляться во всей полноте, без всякого смешения с тем, что ей чуждо, что неистинно».

/В. Лосский. «О третьем свойстве Церкви». ЖМП №8 1968 г. стр.76/. Ни одно свойство Церкви немыслимо вне церковного единства. Охраняя церковное единство, иерархия относится с недоверием к переменам и «духовным движениям». Действительно, они нередко несут опасность расколов и ересей. Усматривая в них потенциальный источник опасности для церковного единства, иерархия становится консервативным началом Церкви. Спокойней дышится, когда церковная жизнь паствы вписывается в рамки, установленные иерархической властью на вечные времена.

Ограничение соборности несёт не меньшие опасности: не всякое единство бывает церковным. «Дерево доброе приносит и плоды добрые; а худое дерево приносит и плоды худые» /Мф.7, 17/. Когда единство вырастает из соборности, оно плодоносит любовь, истину и свободу. Когда его корнем оказывается авторитарная власть, она плодоносит порабощение: дисциплину, обоснованную страхом насилия. Оторванное от соборного корня, единство становится формальным, и плоды его могут быть горькими. «Где Дух Господень, там свобода»/2Кор.3, 17/. Допуская в Церкви свободу суждений, апостол Павел пишет: «надлежит быть и разномыслиям между вами». /1Кор.11, 18/. Страх перед свободой слова, мысли и творчества опасен. Культ формы и буквы гасит дух и убивает любовь./2Кор.3, 6/.

Формальное единство выражает воинская дисциплина, криминальные структуры и пенитенциарные учреждения. Последним пределом формального единства будет Ад. Преисподняя обезличит и растлит образ Божий, унифицируя личности в прокрустовом ложе стандарта. Ад Ц это дисциплина, возведённая в абсолют, где навсегда умолкает голос совести, превращаясь в огонь неугасимый; замирает голос разума, обращаясь червём неусыпающим, подавлены чувства и желания, порабощённые самодержавной волей единого Владыки- Сатаны. «Связавше ему руце и нозе, возмите его и вверзите во тьму кромешную: ту будет плач и скрежет зубом» /Мф. 22, 13/.

«Если, как это часто случается, в понятии соборности подчёркивают единствоЕсоборность Церкви становится функцией её единства, универсальной доктриной, всепоглощающим внешним предписанием, вместо того, чтобы быть очевидным для всех преданием, всеми, всегда и везде утверждаемым в бесконечном богатстве живого свидетельства»/В. Лосский, там же/.

Единство, оторванное от соборного корня не имеет ценности в Церкви. Без соборности возможно единство. Невозможна Церковь.

«Соборность есть связующее начало, соединяющее Церковь с Богом, Который открывает ей Себя , как Троица, и сообщает ей свойственный божественному единоразличию модус существования, порядок жизни «по образу Троицы». Вот почему всякое догматическое заблуждение о Троице неизбежно отражается на понятии соборности Церкви и проявляется в глубоком изменении церковного организма. И, наоборот, если какое Цлибо лицо, группа или целая поместная Церковь изменяет на своих исторических путях совершенному согласию между единством и различием, то такой отход от истинной соборности является верным признаком помрачения знания о Пресвятой Троице»/В. Лосский. «О третьем свойстве Церкви». ЖМП № 8 стр. 77/.

Заповедь о любви к Богу требует самоотверженности, осмысленной веры, которая не боится сомнений, надежды на Промысл Божий, готовой принять из Его рук уготованную судьбу. Эта заповедь рождает в душе благоговейное отношение к духовным ценностям, потребность проникаться ими, осознавать и жить по ним. «Пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём»/1Ио.4, 16/. Христос придаёт заповеди о любви к Богу основополагающее значение: «Сия есть первая и наибольшая заповедь»/Мф.22, 38/. Это живое отношение к христианским ценностям порождает всякое духовное движение к возрождению.

Праведники Священного Собора 1917 г. явили удивительный феномен «духовного движения», возглавленного законной иерархией и выразившего одновременно единство всей Церкви и её соборную полноту. Этот феномен открывает таинственную сущность подлинных «духовных движений в Церкви» Ц её соборность, «связующую союзом любви» весь Λαος του Φεου: епископов, клириков и мирян.

25 сентября 2002 года. Псков. священник Павел Адельгейм